Самое восхитительное произведение из всех!!! Моя мечта встретить и пообщаться с человеком, который по своему типажу хоть чуть-чуть мог бы походить на главного героя романа Евгения Васильевича Базарова... В дневнике я оставлю свое сочинение по теме: "Трагизм образа Базарова". Это самая интересная тема, которую, по словам моего педагога по литературе, я прекрасно раскрыла. За одно только содержание сочинения она поставила мне: "10"!!! Судите сами, права она или нет... Приятного чтения)))
Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" был создан в тысяча восемьсот шестьдесят втором году. Писатель создал произведение с целью спародировать известного литературного критика Николая Александровича Добролюбова, ссора с которым послужила уходом Тургенева из журнала "Современник". Но из-за ранней смерти критика он изменил замысел произведения, так как дружба и отношение к нему не позволили продолжать роман в том же стиле. Так появился на свет роман "Отцы и дети".
Главным его героем является некто Базаров Евгений Васильич, лекарский сын, разночинец по происхождению. По своим общественно-политическим взглядам он является нигилистом, то есть отрицает все, что не приносит пользы.
В начале романа Евгений Васильич представился мне каким-то уж чересчур принципиальным человеком. Даже не смотря на то, что он является нигилистом, его отношение ко всему окружающему безжизненное, будто всего этого нет и на это внимание обращать не надо.
Природа для Базарова не что иное, как "мастерская", а человек в ней "работник", искусство заключается только в наживе денег, авторитетов для этого человека просто не существует: "Мне скажут дело, я соглашусь. Главное дело, а не авторитет", любовь это всего лишь физиологическое явление. Что касается бескрайних просторов пейзажа, "таинственного взгляда", музыки, поэзии, то это все никому не нужный романтизм. Красноречие для героя тоже не дело, выражаться надо четко, без всяких иностранных слов и тому подобное: "Аркадий, прошу тебя, не говори красиво!".
Сам портрет Евгения Васильича "оставляет желать лучшего". Он одет в длинный балахон с кистями, волосы и борода у него неухоженные. Речам Базарова свойственны насмешливая ирония, дерзость, резкость, грубость и раздражительность.
Собрав все эти качества воедино, для меня лично, складывался не совсем адекватный образ главного героя. Мне казалось, что он и, правда, груб, невоспитан и самонадеян. Однако потом, когда я познакомилась с остальными героями романа: Аркадием и его родными, Ситниковым и Кукшиной - я поняла, что образ Базарова не так прост и прозрачен, как казалось ранее.
Евгений Васильич Базаров является истинным нигилистом в отличие от Ситникова, Кукшиной и Аркадия, которые, в свою очередь, являются псевдонигилистами.
Евдоксия и Виктор являются самыми нелепыми людьми во всем романе, они поддерживают точку зрения Базарова, но как они это делают?! "Поверите ли, - говорил Ситников, - что когда при мне Евгений Васильич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг. словно прозрел!" Аркадий же, который считается преданным учеником Базарова, постоянно потакает и поддакивает ему в его мировоззрении, был его хорошим другом. Однако позже, он вовсе оставляет Евгения Васильича и переходит в лагерь "отцов", где положительно относятся к романтизму и всему тому, что презирает и не признает Базаров.
В чем же заключается трагизм образа Евгения Васильича?
Главный герой романа одинок в своем предназначении: "Наше дело место расчистить, а строить будут другие". Базаров прекрасно понимает, что его место в обществе, всего лишь дело времени, что нигилисты позже уже будут не нужны. Он одинок в том, что не имеет последователей, он одинок в том, что является единственным истинным нигилистом, хотя в прениях с Павлом Петровичем Кирсановым заявляет: "Нас не так мало, как вы полагаете". Евгений Васильич оторван от народа, и в этом он тоже одинок. Он считает, что любой крестьянин назовет его "своим человеком", но на самом же деле он для них не более "шута горохового". Базаров также оторван от своих родителей, он их любит, но не имеет права дать волю своим чувствам, ведь они не приносят пользы. Сами же родители уважают интерес единственного сына и стараются также держаться с ним на расстоянии.
Продолжая читать роман, я наблюдала знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой, истинной аристократкой, помещицей, холодной, спокойной женщиной. К моему удивлению я обнаружила, что в герое просыпаются какие-то странные, чуждые ему чувства. Приходит время, когда то великое, волшебное и в тоже время страшное и сокрушимое чувство, которое называется "любовью", застает его врасплох. Евгений Васильич буквально теряет голову, он ведет себя нелепо, не может совладать своими силами: "Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось. Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали". Герой, которого я так хорошо себе могла представить в первой половине романа, превратился в совершенно непонятного мне человека.
Базаров стал более резким, раздражительным, "он с негодованием сознавал романтика в самом себе". То, что в нем сейчас происходит вызывает внутренний конфликт героя с самим собой. Но как же быть? Как можно признаться себе в том, что это произошло, что он полюбил? Базаров полностью отдается порыву страсти и признается в любви Анне Сергеевне, она его отвергает.
Испытание любовью, уготовленное Тургеневым Базарову, было пройдено героем с достоинством, хоть он остался в проигрыше и продолжал любить женщину до конца жизни. Сама же госпожа Одинцова не любила Евгения Васильича, он был для нее лишь умным и интересным собеседником, не более.
Трагизм образа Базарова заключается в его отчужденности, в его разочаровании в себе, как следствие приведенного отчаяния.
Тургенев умерщвляет своего героя, показав тем самым, что время нигилистов подошло к концу, и их миссия перед обществом завершена. Но даже при этом, я не смею ни на минуту проявить жалость к Базарову, напротив, я восхищаюсь этим человеком, считаю, что таких людей как он должно быть просто несчетное количество. Не скрою, я во многом не соглашалась с героем, но его сила духа, достоинство и мужество приводят меня в восторг и заставляют задуматься о своем собственном поведении и сущности.
Смерть Базарова была просто нелепой случайностью, но даже на сметном одре, сравнивая себя с "полураздавленным червяком" и вспоминая, что он когда-то он обладал силой, был "гигантом", он сохранил достоинство и не казался жалким. Писарев сказал, что умереть так, как умер Базаров, это все равно, что совершить подвиг. К этим словам можно лишь добавить последнюю, великую фразу, выражающую все силу и сущность самого Базарова: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет".
суббота, 12 сентября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий