воскресенье, 12 апреля 2009 г.

Что сотворим из творога?



Он, конечно, и сам по себе хорош: со сметанкой, а по желанию - еще и с медом, с орехами, с джемом или вареньем, свежими ягодами - фруктами или цукатами. С чем захочется.

Кстати, можно вместо этого творожок посолить, добавив чеснок, петрушку, сметану. А подруга как-то потчевала чесночным творогом с укропом и майонезом. По-грузински - это будет с травной зеленью: мятой, кинзой. Можно с огурцом. Или с редисом тертым, но без чеснока.

Можно уложить заправленный творог на половинку сэндвичной булочки, придав ему форму другой половинки, украсив по своему вкусу, а можно завернуть в лаваш. Или сделать ленивые блинчики - у меня на это уходит 15 минут: режу на 4 части листы тонкого армянского лаваша, в каждую четвертинку кладу по ложке творожной начинки, заворачиваю конвертиком и обжариваю на растительном масле.

Про сырники - творожники, конечно, все знают. Вариаций - множество: с ванилью, яблоками и корицей, с тмином, с лимоном, шоколадом и т.д. Простор для творчества! Если же еще "поколдовать" с формой. Например, вместо обычных кругленьких сделать колечками, вырезав серединку рюмкой.

А что делать с серединками? Можно обжарить и оформить потом на тарелке композицию из "колечек" и "монеток" в виде цветка или еще чего-нибудь, подсказанного собственной фантазией (дети - в восторге).

Или использовать для творожного печенья "Платочки". Замешиваем тесто покруче, чем сырниковое. Будет достаточно 200 г творога, 1 стакана муки, 100 г масла/маргарина, столько же сахарного песка, 1 яйца или желтка, ложки лимонной цедры или щепотки ванилина (необязательно, конечно), чуточку соды, пригашенной лимонным соком).

Из теста формируем поленце, режем на колесики и делаем лепешечки диаметром около 5 см, посыпаем их сахарным песком, складываем пополам, посыпаем и еще раз складываем. Все - можно печь в духовке, нагретой до 180 градусов. Как зарумянятся раздувшиеся на жару "платочки" - так готовы. Вынув из духовки, я накрываю их мокрым горячим полотенцем, но остыть под ним удается не всем "новоиспеченным": начинается паломничество желающих полакомиться домочадцев.

С творогом можно испечь даже пирожные. Потребуется его 250 г, столько же муки и масла или маргарина, а также 150 г мармелада, соль - по вкусу и сахарный песок - для обваливания. Приготовив продукты, приступаем к делу. Порубив муку с маслом, добавляем творог, соль и замешиваем тесто. Раскатываем пласт и складываем его, как слоеное тесто. Когда оно застынет, снова раскатаем, порежем на квадратики произвольного размера, сверху положим мармелад, свернем вчетверо, слегка придавив краешки тупой стороной ножа (а если порезать на треугольнички, то свернем рогаликами). Все - можно печь, а потом обвалять в сахарном песке, пока горяченькие.

А еще - торт без печки "Домик". Всего-то и нужно: полкило квадратного печенья, примерно столько же творога (больше или меньше - по желанию) и еще что-нибудь, чего душе захочется. Сладким творогом с любыми наполнителями (фрукты, шоколад и т.п.) перекладываются слои из квадратного печенья, смоченного в молоке: для нижнего ряда печеньица обмакиваем с той стороны, на которую положим потом творог, для среднего и верхнего - полностью.

Сверху делаем творожную "крышу" домика, обкладываем печеньем, смоченным в молоке с прилегающей к начинке стороны. Моя сестра делает поверх первого ряда печенья на крыше еще и второй - после того, как покроет творогом, разумеется.

Произведение можно залить шоколадной глазурью, а можно вместо целикового печенья посыпать тертым. Или орехами. Или тертыми крупно вафлями - так еще красивее получится, "а ля солома". Или обложить фруктами: половинками виноградинок, пластинками киви, узорами из цукатов (из них же можно соорудить дверь и окошки) - домик будет

сказочный. Его лучше сделать вечером, чтобы перед подачей подержать ночь в холодильнике.

Конечно же, это далеко не все рецепты - но их же можно не только собирать, а и придумывать самим. Ведь слова "творог" и "творчество" имеют один корень, - так будьте творцами! И девиз "Твори, выдумывай, пробуй!" приобретет дополнительный смысл - вкусовой. Пусть это доставит вам удовольствие, друзья!

С Праздником, православные!

Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть. Толпа его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян. Люди устилают дорогу Иисуса пальмовыми ветвями, а Он видит заблуждение тех, кто так радостно его встречает. Христос не отклоняет явным образом восторгов толпы, но ищет совсем другого - обращения сердец к доброте и любви, к Богу.

Памятью о пальмовых ветвях, которыми народ приветствовал Христа, в России стали вербы. Распущенные ветки вербы напоминают верующему, что надо задумать в этот день: что жду я от Христа? Не движет ли мною корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных побед, как та толпа, которая совсем скоро закричит: "Распни!", но сегодня еще приветствует Спасителя?

Иудеи ожидали, что Мессия - Спаситель Израиля явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осленке (на Востоке въезжать в город на осле - символ мира, верхом на коне - символ войны).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Праздник Вербного воскресенья совершался в Москве особенно пышно в XVI веке. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.) Самые великолепные деревья немецкой работы стоили несколько сот тогдашних рублей. По возвращении крестов к Успенскому собору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г. обряд этот был ограничен, а затем совсем прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы, для раздачи в Успенском соборе.

В этот день после прихода из церкви родители били своих детей вербными ветками, приговаривая: "Верба-хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет." Это делалось для того, чтобы дети лучше росли. И очень важно было, чтобы у детей не оставалось обиды на взрослых за то, что их бьют, поэтому и проговаривали, что не человек бьет, а верба. Будь здоров как верба!

С Вербным воскресеньем связаны многие народные приметы и поверья:

Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.

Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.

Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.

Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.

В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.

Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.

С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.

В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.

Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: "Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит" (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался "вербный херувим".

С вербой связано много поговорок и примет: "На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил", "Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья", "Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут", "На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут", "Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд", "Не верба бьёт, а старый грех".

В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почка)

 

Юон. Вербный базар на Красной площади (1916)

Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот (1917)

Кустодиев. Вербный базар.