вторник, 28 апреля 2009 г.

Максимова Екатерина Сергеевна (1 февраля 1939 года - 28 апреля 2009 года)





Источник



Судьба щедро одарила наследственными генами Екатерину Максимову, чья прабабушка была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти. Ее дедушка Густав Шпет - известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона. В детстве маленькая Катя мечтала стать летчиком или кондуктором. Но в девять лет девочка попала в театр и поняла: будет только балериной!

Эта яркая танцовщица, народная артистка СССР, лауреат Государственной и международных премий, окончила Московское хореографическое училище в 1958 году.

"Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер, - писала о годах ее учения в своих мемуарах педагог Серафима Холфина. - Ее обидчивость, строптивость часто проявлялись. С годами она сумела преодолеть в себе этот недостаток, хотя строптивость и упрямство сказывались иногда даже в старших классах, особенно на репетициях".

Своим учителям маленькая Катя действительно доставляла массу неприятностей непослушанием и дерзостью. Да и маме переживаний хватало: дочка приходила со школы то со сломанной рукой, то с отмороженной щекой...

Однажды капризную Катю поставили в пару с Володей Васильевым - она танцевала, отвернувшись от мальчика, а то и передразнивала его. "С годами пройдет", - уверенно произнесла Елизавета Павловна Гердт. "И действительно, с годами "прошло", - уточняет С. Холфина. - Катя стала женой Володи Васильева".

Они вместе танцевали выпускной спектакль, вместе были зачислены в труппу Большого театра, вместе выходили на аплодисменты в Москве, Париже, Нью-Йорке, в один день получили почетное звание народных артистов СССР. Васильев поставил балеты "Икар", "Эти чарующие звуки", "Анна на шее", в которых она танцевала...







...За год до выпуска из училища ей поручили роль Маши в "Щелкунчике", шедшем в то время на сцене Большого театра с участием юных исполнителей. И уже тогда восьмиклассница Катюша Максимова выдержала, по сути дела, экзамен на балерину. "Рекомендовать" ее в солистки даже не пришлось: руководству театра и так было ясно, что в труппу приходит интересная, с незаурядным талантом танцовщица.

Первой серьезной ролью в театре стала Катерина в балете "Каменный цветок". Необыкновенно грациозная, изящная Максимова сразу завоевала любовь зрителей. А классический репертуар начала с Жизели.

"Взяв ту же светлую тему юности, что и Уланова, - писала журналистка Татьяна Костыгова, - Максимова наполнила образ девочки-женщины живым, лукавым, озорным теплом. Максимову не назовешь "обыкновенной богиней", как называли Уланову. В ней зрители видят не далекий идеал, а свою современницу. Вместо сдержанной отстраненности - открытость, почти исповедальность в выражении чувств и при этом ироничность, умение пошутить над собой, найти забавное в серьезном, даже печальном. Она, как и Уланова, танцует любовь, но любовь более земную..."

Одетта-Одиллия, Аврора, Джульетта, Золушка, Фригия в "Спартаке", Элиза в "Галатее", Китри в "Дон Кихоте" - ликующий образ радости и упоения жизнью... Когда Максимова легко, словно играючи, демонстрировала свои знаменитые тридцать два фуэте, зал неистовствовал: "Браво, Китри!"

Поженившись, Владимир Васильев и Екатерина Максимова поселились в семиметровой комнате-пенале в Брюсовском переулке. Через год счастливая пара получила комнату в коммунальном общежитии Большого театра, где прожила несколько лет. Первая их настоящая квартира - тридцать восемь метров на Малой Грузинской улице - показалась им огромной.

"Признание, награды, призы - словом, мир был завоеван, - писала балерина Раиса Стручкова о Владимире Васильеве. - Но я часто задаю себе вопрос: а было бы это так, если бы не посланная ему судьбой любимая жена Екатерина Максимова? Она - тот его верный друг и единомышленник, та вторая его половинка, которую многим в жизни так и не довелось обрести.

Дуэт Максимовой и Васильева стал эталоном ансамбля, блестящего исполнительского мастерства. Максимова - фантастически, Богом одаренная артистка. Стройная изящная фигурка, которую венчает маленькая грациозная головка, выразительное лицо, удивительно красивой формы ноги с изысканным подъемом... Можно только радоваться, что встреча звезд такой величины, как Максимова и Васильев, не стала гибельной, как это нередко бывает в астрономии, для одной из них, а наоборот - гармония двух великих дарований породила поистине уникальное явление в искусстве, равного которому в мире нет".

На первых гастролях в Америке зарубежные критики ласково прозвали Екатерину Максимову "бэби Большого театра". Миниатюрная, хрупкая и грациозная, она летала по сцене, как маленький эльф. А во время парижских гастролей с танцевальной парой Максимова - Васильев пожелала встретиться Мария Ильинична Гучкова - родная сестра прабабушки балерины и композитора Зилоти. Сказала оробевшим Екатерине и Владимиру: "В нашем роду - известные композиторы, пианисты, и нужно поддерживать его на должном уровне. Приду на спектакль, посмотрю". А после их выступления признала: "Да, меня не обманули, держите высоту".

В январе 1975 года травма позвоночника после неудачной поддержки партнера приковала Екатерину Максимову к постели. Несколько месяцев пролежала она в Кунцевской больнице, никакие анальгетики и болеутоляющие не могли облегчить ее состояние. Доктора утверждали, что о балете ей придется забыть. Но через год благодаря таланту врача и собственному упорству, силе воли балерина вернулась на сцену. И вновь танцевала Жизель...

В начале 1980-х, когда у Максимовой и Васильева начались конфликты с руководством Большого, танцовщицу пригласили в свой "Классический балет" известные балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василев. Во время американских гастролей руководителей труппы спрашивали: "Это дочка той Максимовой, которая когда-то танцевала в Большом театре?"

А первого февраля 1999 года ей исполнилось шестьдесят. Как сообщили центральные газеты, в этот день в Большом чествовали балерину, блиставшую сорок лет на главной сцене страны - Екатерину Максимову, "обладательницу самых точеных ножек Большого театра и самых лучистых глаз...". Отмечалось, что Большой был полон именитых гостей, в честь великой балерины ее партии танцевали ученицы, а сама юбилярша принимала поздравления. Закончился вечер российской премьерой М. Кларк "Сады Вилланди" в исполнении самой именинницы...

Любимое.



Я кошку выставила за дверь,

Сказала - Не впущу.

Весь день ищу её теперь,

Везде её ищу.

Изза неё вторую ночь

Всё повторяется точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

Меня Выташили, А тебя нет.

Мне говорили тебя и не было.

Но я-то помню.Ты утонул.

На воде оставался белый след.

Не надо меня успокаивать. Шила не спрячешь.

Словно уснуло всё во мне.Оцепенело.

Не магудаже вспомнить имя твоё.

Пустите, какое вам дело?!

Я сама опровергну ваше вранье на ниточках. Сигарету.

В ушах - как вода. Над ним - Воронье.

Пыточная. Меркнет свет.

Тебя - вытащат,

Меня - Нет.

На моём столе больше нет цветов.

Я наверное - их не стою.

И возможно - правы, сообщившие мне,

Что они не растут зимою.

Белых лилий цвет, подсознательный свет

Промелькнёт в моих снах и тает.

Но они, зимой, всё же где-то есть,

Только там, где я не бываю.