вторник, 1 декабря 2009 г.

открыть в фоновой вкладке.

может, я чтот банального тут надаю, но вот:
http://baurock.ru/ - охренительный скалолазный портал. ааааще супер)
http://altai-photo.ru/ - фотографии Алтая. Как же я туда хочуууу...
http://mlmusic.38th.ru/album.phtml?id=120 - группа "Иваси". Скачать и случать. Мне-нравится)
http://alpvideo.ru/ - вот сюда мне нельзя. Никакого, даже безлимитного траффика не хватит)
http://caucatalog.narod.ru/index.html - очень полезная вещь.
http://soamo.ru/-чтобы получить эстетическое удовольствие.
http://kryly.by/ - чтобы помочь детям.Фестиваль проводится впервые. Инициатор-моя знакомая Светлана Григелис. К сожалению, он перенесён на 25-27 фесраля из-за гриппа, но всё равно состоится.
и, простите, вот:
*не принимайте на свой счёт:
http://lleo.aha.ru/na/ - иногда полезно и смешно бывает эту ссылку кому-нить подкинуть.
Приятного сёрфа, однако.
А я продолжаю мечтать о путешествиях.
Никто не подкинет классных фото- и других ЖЖшек путешественников? Очень интересно их читать...
Спокойной ночи!

Ночное лирическое отступление

Приходила Оля, сидела за пианино, учила вальсы из "Амели". На остаток дня в голове музыка, похожая на рассыпавшиеся из горсти бусины, которые потом еще два дня будешь находить по всей комнате - за ножками стульев, между детских игрушек, под шкафом... Острое желание засесть за ноты, причем вот прямо сейчас, в полвторого ночи.
Запинаться на каждом такте, но - играть.
Начало зимы неуверенное, туманное, после получасовой прогулки до Юркиных кружков сапоги промокли насквозь. Зато да, вы же знаете, уже начинают ходить Новогодние гномы, собирать из-под подушек письма Деду Морозу. Старательно склеенный из подарочной бумаги конверт ждет гномов под Юрской подушкой. "Мама, ты же не забудь тоже письмо Деду Морозу написать! А то подарит тебе сухих шишек и сосновых иголок!"
Вот так. Так что, если не хотите сухих шишек - подскажите Деду Морозу, что вам хотелось бы )
Все, пошла дальше чужие слова разбирать.

Цыгане

Цыга́не - собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».
Британцы традиционно называли их Gypsies (от Egyptians - «египтяне»), испанцы - Gitanos (также от Egiptanos - «египтяне»), французы - Bohémiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого - τσιγγάνοι, тсинганос), немцы - Zigeuner, итальянцы - Zingari, голландцы - Zigeuners, венгры - Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финны - mustalaiset («чёрные»), турки - Cingene(ед.чис.), Cingeneler (мн.чис.); азербайджанцы - Qaraçı (гарачы, т.е «чёрные»); на иврите - Tso'anim (צוענים), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгары - Цигани. В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома́» (англ. Roma, чеш. Romové, фин. romanit и др.).
В традиционных названиях цыган преобладают три вида:
буквальный перевод одного из самоназваний цыган кале (цыг. чёрные)
отражающие старинное представление о них, как о выходцах из Египта
искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»)
Сейчас цыгане живут во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Численность по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн и даже 10-12 млн человек. В СССР насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России по переписи 2002 года проживало около 183 тысяч цыган.
Национальные символы
Цыганский флаг
8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.
В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём Цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.
История народа
Цыганская девушка в Чехии. 2005
Ранняя история (VI-XV века)
Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии в VI веке группой около 1000 человек. Предположительно, по обычаю того времени они были подарены в качестве придворных музыкантов одним из индийских правителей персидскому правителю.
По самой популярной версии, около 400 лет они провели в Персии прежде, чем начали постепенно расходиться по свету, на восток, обратно к Индии и в Среднюю Азию (предки нынешних люли), и на запад, в Палестину и через неё в Египет (предки дом), и через Армению к Византии (предки боша, рома, кале и синти).
Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии. Документы свидетельствуют, что цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах. Большая часть этих цыган приняла христианство ещё в Армении.
В Византии цыгане быстро интегрировались в общество. В ряде мест их вожакам были даны определённые привилегии. Письменные упоминания цыган того периода скудны, но по ним не похоже, чтобы цыгане вызывали какой-то особенный интерес или воспринимались как маргинальная или криминальная группа. Цыгане упоминаются как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели (в Византии это была обычная профессия), дрессировщики (причём в самых ранних источниках - заклинатели змей, и только в более поздних - дрессировщики медведей). При этом самым распространённым ремеслом, по видимости, были всё же артистическое и кузнечное, упоминаются целые деревни цыган-кузнецов.
При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли маргинальные, авантюрно настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничеством, гаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган как народа среди европейцев. И только через некоторое время стали прибывать артисты, дрессировщики, ремесленники, конеторговцы.
Цыгане в Западной Европе (XV - начало XX века)
Клеймо, применявшееся в Германии во времена действия антицыганских законов
Первые цыганские таборы, пришедшие в Западную Европу, рассказывали правителям европейских стран, что Папа Римский за временное отступничество от христианской веры наложил на них особое наказание: семь лет скитаний. Поначалу власти оказывали им покровительство: давали еду, деньги и защитные грамоты. Со временем, когда срок скитаний явственно истёк, такие поблажки прекратились, цыган стали игнорировать.
Тем временем в Европе назрел экономический и социальный кризис. Его результатом стало принятие ряда жестоких законов в странах Западной Европы, направленных, помимо прочего, против представителей бродячих профессий, а также просто бродяг, число которых сильно увеличилось из-за кризиса, что, по видимости, создавало криминогенную обстановку. Кочевые, полукочевые или попытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане также стали жертвой этих законов. Их выделяли в особую группу бродяг, выписывая отдельные указы, первый из которых вышел в Испании в 1482 году.
В книге «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов, Н. Деметер) приводятся примеры антицыганских законов:
Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола.
Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей.
Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери.
Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве австрийском предпочитали клеймить, и так далее.
Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет.
Картинка из французского развлекательного журнала, изображающая цыган во время приготовления человеческого мяса
В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались, поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание, во-вторых, практически культурно законсервировались (до сих пор цыгане Западной Европы считаются наиболее недоверчивыми и приверженными буквальному следованию старинных традиций). Им также пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в лесах и пещерах, что усиливало подозрительность населения, а также порождало слухи о людоедстве, сатанизме, вампиризме и оборотничестве цыган, следствием этих слухов стало появление связанных с ними мифов о похищении людей и особенно детей (для употребления в пищу или для сатанинских обрядов) и о способностях к злым чарам.
Часть цыган сумела избежать репрессий, завербовавшись в армию в качестве солдат или обслуги (кузнецов, шорников, конюхов и т. п.) в тех странах, где активно шла вербовка солдат (Швеция, Германия). Их семьи тем самым также были выведены из-под удара. Предки русских цыган пришли в Россию через Польшу из Германии, где в основном служили в армии или при армии, поэтому поначалу среди других цыган они носили прозвище, переводимое примерно как «армейские цыгане».
Отмена антицыганских законов по времени совпадает с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. После отмены этих законов начался процесс интеграции цыган в европейское общество. Так, в течение XIX века цыгане во Франции, по свидетельству Жана-Пьера Лежуа, автора статьи «Bohemiens et pouvoirs publics en France du XV-e au XIX-e siecle», освоили
.профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.
Однако к тому моменту антицыганские мифы уже прочно укоренились в европейском сознании. Посейчас их следы можно увидеть в художественной литературе, связывающей цыган со страстью к похищению детей (цели которого со временем всё менее и менее ясны), оборотничеством и службой вампирам.
Отмена антицыганских законов к тому времени произошла не во всех странах Европы. Так, в Польше 3 ноября 1849 года было принято постановление об аресте кочевых цыган. За каждого задержанного цыгана полицейским выплачивали премиальные суммы. В результате полиция хватала не только кочевых, но и оседлых цыган, записывая задержанных как бродяг, а детей - как взрослых (чтобы получить больше денег). После Польского восстания 1863 года этот закон потерял силу.
Можно также заметить, что начиная с отмены антицыганских законов в среде цыган начали появляться, выделяться и получать признание в нецыганском обществе одарённые в тех или иных областях личности, что является ещё одним свидетельством сложившейся более или менее благоприятной для цыган обстановки. Так, в Великобритании в XIX и начале XX века это проповедник Родни Смит, футболист Рэйби Хоуэлл, радиожурналист и писатель Джордж Брэмвелл Эвенс; в Испании - францисканец Сеферино Хименес Малья, токаор Рамон Монтойя Саласар-старший; во Франции - джазмены братья Ферре и Джанго Рейнхардт; в Германии - боксёр Иоганн Тролльманн.
Цыгане в Восточной Европе (XV - начало XX века)
Миграция цыган в Европу
В начале XV века значительная часть византийских цыган вела полуоседлый образ жизни. Цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но и в Сербии, Албании, землях современных Румынии и Венгрии. Они селились деревнями или городскими слободками, собираясь компактно по признакам родства и профессии. Основными ремёслами были работа с железом и драгоценными металлами, вырезание из дерева предметов быта, плетение корзин. Жили в этих областях и кочевые цыгане, которые также занимались ремёслами либо цирковыми представлениями с использованием дрессированных медведей.
В 1442 году король Венгрии Жигмонд даровал цыганам освобождение от налогов, поскольку они стали играть важную роль в обороне края. Цыгане делали пушечные ядра, холодное оружие, конскую сбрую и латы для воинов.
После завоевания Балкан мусульманами большая часть ремесленников осталась на своих местах, поскольку их труд оставался востребованным. В мусульманских источниках цыгане описываются как мастера, которым под силу любая тонкая работа по металлу, в том числе изготовление ружей. Цыгане-христиане часто добывали гарантии безопасности для себя и своих семей, обслуживая турецкую армию. Значительное число цыган попало в Болгарию именно с турецкими войсками (что стало причиной их довольно прохладных отношений с местным населением).
Султан Мехмед II Завоеватель обложил цыган налогом, но освободил от него оружейников, а также тех цыган, что жили в крепостях. Уже тогда некоторые цыгане начали принимать ислам. Этот процесс ускорился вследствие проводимой в дальнейшем политики исламизации турками завоёванных земель, в числе которой были повышенные налоги для христианского населения. Вследствие этой политики цыгане Восточной Европы фактически разделились на мусульман и христиан. При турках цыган также впервые стали продавать в рабство (за долги по налогу), однако это не имело широкого распространения.
В XVI веке турками были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы. Перечень профессий был очень обширен: документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, пастухов и т. д.
В общем и целом османскую политику по отношениям к цыганам можно назвать мягкой. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. с одной стороны, цыгане не стали криминализированной группой, как в Западной Европе. С другой, местное население их записывало в «любимчики» турецкой власти и, вследствие, относилось холодно или даже враждебно. Так, в Молдавском и Волошском княжествах цыган объявили рабами «с рождения»; каждый цыган принадлежал хозяину той земли, на которой его застиг указ. Там же, на протяжении нескольких веков цыган подвергали жесточайшим наказаниям, пыткам ради развлечения и массовым казням. Торговля крепостными-цыганами и пытки над ними практиковались вплоть до середины XIX века. Вот пример объявлений о продаже: 1845 год
У сыновей и наследников умершего сердара Николая Нико, в Бухаресте, продаются 200 семейств цыган. Мужчины большей частью слесари, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы.
и 1852 год:
Монастырём св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии
В 1829 году Российская империя одержала победу в войне с турками; Молдавия и Валахия отошли под её контроль. Правителем княжеств был временно назначен генерал-адъютант Киселёв. Он настоял на внесении изменений в гражданский кодекс Молдавии. Среди прочего, в 1833 году за цыганами был признан статус личности, что означало запрет на их убийство. Был введён параграф, согласно которому цыганка, принуждённая стать наложницей своего господина, освобождалась после его смерти.
Под влиянием прогрессивных умов России, идеи отмены крепостничества начали распространяться и в молдавском и румынском обществе. Способствовали их распространению и студенты, обучавшиеся за границей. В сентябре 1848 года на улицах Бухареста состоялась молодёжная демонстрация с требованиями отмены крепостного права. Некоторые из помещиков добровольно освободили своих рабов. Однако в большинстве своём рабовладельцы противились новым идеям. Чтобы не вызывать их недовольства, правительства Молдавии и Валахии действовали обходным способом: выкупали рабов у владельцев и освобождали. Наконец, в 1864 году рабство было запрещено законодательно.
После отмены рабства началась активная эмиграция цыган-кэлдэраров из Валахии в Россию, Венгрию и другие страны. К начале Второй Мировой Войны кэлдэраров можно было обнаружить уже почти во всех европейских странах.
Цыгане в России, на Украине и в СССР (конец XVII - начало XX века)
Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году - указ Анны Иоановны о новых налогах на содержании армии:
Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут.
Следующее упоминание в документах происходит через несколько месяцев показывает, что цыгане пришли в Россию относительно незадолго до принятия указа о налогах и закрепляет их право жить в Ингерманландии. До этого, по-видимому, статус их был в России не определён, теперь же им разрешалось:
жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк
По фразе «показали себя здешними уроженцами» можно понять, что поколение цыган, проживающих в данной области, было, как минимум, второе.
Ещё раньше, примерно на век, цыгане (группы сэрвы) появились на территории современной Украины. Как видим, к моменту написания документа они уже платили налоги, то есть жили на законных основаниях.
В России новые этнические группы цыган появлялись с расширением территории. Так, при присоединении к Российской империи части Польши, в России появились польска рома; Бессарабии - различные молдовские цыгане; Крыма - крымские цыгане.
Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского, и при соответствующем образе жизни), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало (впервые цыгане как представители этих сословий упоминались, впрочем, ещё в 1800 году). В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов.
Цыгане из города Новый Оскол. Фотография начала XX века.
В конце XIX века в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь зимой на постой в деревне). Помимо упомянутых выше групп, в население Российской империи вошли азиатские люли, кавказские карачи и боша, а в начале XX века ещё и ловари и кэлдэрары.
Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) - представителям купеческого сословия, а также на цыганских артистах, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской Войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.
После Гражданской Войны, цыгане из числа бывших купцов, ставшие кочевыми, старались ограничить общение своих детей с нецыганами, не пускали в школы, в страхе, что дети случайно выдадут небедняцкое происхождение семей. В результате безграмотность стала в среде кочевых цыган почти поголовной. Кроме того, количество оседлых цыган, основу которых составляли до революции именно купцы и артисты, резко уменьшилось. К концу 20-х годов проблемы безграмотности и большого количества кочующих в цыганском населении было замечено Советской Властью. Правительство совместно с активистами из числа оставшихся в городах цыганских артистов попыталось предпринять ряд мер для решения этих проблем.
Так, в 1927 году Совнарком Украины принял постановление о помощи кочевым цыганам при переходе на «трудовой оседлый образ жизни».
В конце 20-ых годов открываются цыганские педагогические техникумы, издаётся литература и пресса на цыганском языке, действуют цыганские школы-интернаты.
Цыгане и Вторая мировая война
В годы Второй мировой войны, по последним исследованиям, около 150 000-200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками (см. Геноцид цыган). Из них 30 000 были гражданами СССР.
С советской стороны, во время ВОВ из Крыма, заодно с крымскими татарами, были депортированы их единоверцы, крымские цыгане (кырымитика рома).
Цыгане выступили не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях как рядовые, танкисты, водители, лётчики, артиллеристы, медицинские работники и партизаны; состояли в Сопротивлении цыгане Франции, Бельгии, Словакии, Балканских стран, а также находившиеся там во время войны цыгане из Румынии и Венгрии.
Цыгане в Европе и СССР/ России (вторая половина XX - начало XXI века)
Украинские цыгане, Львов
Украинские цыгане в Виннице
После Второй мировой войны цыгане Европы и СССР условно разделились на несколько культурных групп: цыгане СССР, социалистических стран, Испании и Португалии, Скандинавии, Великобритании и Западной Европы. Внутри этих культурных групп культуры разных цыганских этногрупп сближались, тогда как сами культурные группы отдалялись друг от друга. Культурное сближение цыган СССР происходило на базе культуры русских цыган, как самой многочисленной цыганской этногруппы.
В республиках СССР шла интенсивная ассимиляция и интеграция цыган в общество. С одной стороны, преследования цыган со стороны властей, имевшие место незадолго до войны, не возобновлялись. С другой стороны, самобытная культура, кроме музыкальной, подавлялась, велась пропаганда на тему освобождения революцией цыган от поголовной нищеты, формировался стереотип скудости собственно цыганской культуры до влияния советской власти (см. Культура цыган, Инга Андроникова), культурные достижения цыган объявлялись достижениями в первую очередь советской власти (так, например, театр «Ромэн» повсеместно назывался первым и единственным цыганским театром, появление которого вменялось в заслугу советской власти), цыгане СССР были отсечены от информационного пространства европейских цыган (с которым до революции поддерживалась некоторая связь), что отрезало советских цыган также и от культурных достижений европейских соплеменников. Однако и помощь со стороны советской власти в развитии художественной культуры, в повышении уровня образования цыганского населения СССР была высока.
5 октября 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо выдавая цыганам жильё и побуждая или принуждая их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя цыган со стоянок и подвергая кочевых цыган дискриминации на бытовом уровне. Цыгане же либо радовались новому жилью и достаточно легко переходили в новые условия жизни (часто это были цыгане, имеющие по новому месту жительства друзей-цыган либо оседлых родственников, которые помогали им советом при налаживании новой жизни), либо же считали указ началом попытки ассимилировать, растворить цыган как этнос и всячески уклонялись от его исполнения. Те цыгане, что сначала приняли указ нейтрально, но не имели информационной и моральной поддержки, вскоре восприняли переход на оседлость как несчастье. В результате указа осело более 90 % цыган СССР.
В современной Восточной Европе, реже в Западной Европе, цыгане нередко становятся объектом дискриминации в обществе, особенно со стороны правоэкстремистских партий, в 2009 году сообщалось о нападениях на румынских цыган в Северной Ирландии
В конце XX - начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, западной Украины и бывшей Югославии - бывших соц. стран, в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности - отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию - попрошайничеству.
В России также наблюдается хоть и более медленное, но заметное обнищание, маргинализация и криминализация цыганского населения. Снизился средний образовательный уровень. Остро встала проблема употребления наркотиков подростками. Довольно часто цыгане стали упоминаться в криминальной хронике в связи с торговлей наркотиками и мошенничеством. Заметно снизилась популярность цыганского музыкального искусства. В то же время, возродились цыганская пресса и цыганская литература.
В Европе и России идёт активное культурное заимствование между цыганами разных народностей, зарождается общецыганская музыкально-танцевальная культура, на которую сильное влияние оказывает культура русских цыган.
Цыгане за пределами Европы
Цыгане в Израиле
Цыгане-дом. В Израиле и соседних странах проживает община цыган, известная как народ «дом». По вероисповеданию дом мусульмане, говорят на одном из диалектов цыганского языка (так называемый «язык домари»). До 1948 года в древнем городе Яффо, недалеко от Тель-Авива, существовала арабоязычная община «дом», члены которой отличались их причастностью в уличных театрах и цирковых представлениях. (Они стали объектом пьесы «Цыгане Яффо» (на иврите: הצוענים של יפו), последней из написанных Ниссимом Алони, считающимся одним из передовых драматургов Израиля. Пьеса стала считаться классикой израильского театра). Как и многие Яффские арабы, большинство представителей этой общины покинули город по призыву соседних арабских стран, атаковавших Израиль в апреле 1948 года. Потомки общины, как предполагают, теперь живут в проблематичном секторе Газа, и неизвестно, до какой степени они все ещё сохраняют отдельную идентичность домарей. Известно о другой общине «дом», существующей в восточном Иерусалиме, члены которой обладают иорданским гражданством; их статус в Израиле определён в качестве «перманентных резидентов», а их национальность - «арабами». Всего община «дом» в Израиле насчитывает около 200 семей, большинство из них из района «Баб аль Хута», что в восточном Иерусалиме возле «Львиных ворот (шаар аарайот)». Члены общины живут в очень плохих условиях: большинство из них безработные и существуют только за счёт пособий от израильского социального обеспечения, они не имеют образования, и часть из них не умеет ни читать, ни писать. Рождаемость у домарей высокая, они женятся в раннем возрасте и только на членах своей общины, а иногда и на родственниках, в стремлении избежать ассимиляции и растворения, поэтому часть детей страдает наследственными болезнями, пороками или является инвалидами. В октябре 1999 года Амун Слим основала некоммерческую организацию «Домари: Общество цыган в Иерусалиме» с целью защиты имени общины.
Цыгане-рома. Известно, что некоторые восточноевропейские цыгане прибыли в Израиль в поздние 1940-е и ранние 1950-е годы из Болгарии. Это были цыгане, вступившие в брак с евреями в лагерях для перемещённых лиц в период после Второй мировой войны, или в некоторых случаях, выдавшие себя за евреев, когда в эти лагеря прибыли представители Израиля в поисках евреев, переживших Холокост. Точное количество этих цыган в Израиле неизвестно, так как эти лица имели тенденцию ассимилироваться в еврейское окружение. Согласно информации в израильской прессе, некоторые такие семьи в Израиле поют традиционные цыганские колыбельные и используют небольшое количество цыганских выражений, которые передают последующим поколениям, рождённым в Израиле. Их потомки практически являются евреями, родным языком для них является иврит.
С 1990 года в Израиле появились русскоязычные цыгане, которые дали общественности о себе знать весной 2003 года, когда вышла статья в многотиражной израильской газете на русском языке об образовании в Израиле небольшой цыганской общины из некоторых представителей русскоязычных иммигрантов. Несмотря на то, что русскоязычные цыгане Израиля представляют из себя всё многообразие цыганских этногрупп большой группы «рома», проживавших по всему СССР, от Прибалтики до Средней Азии, в израильском быту они практически не отличаются от остальных русскоязычных граждан Израиля. Цыгане-рома и цыгане-домари в быту мало общаются из-за сильной культурной дивергенции.
В июле 1999 года в Израиле была создана Цыганская Виртуальная Сеть (Roma Virtual Network). На данный момент она является крупнейшим цыганским средством массовой информации и действует на нескольких европейских языках. В августе 2007 года Roma Virtual Network была зарегистрирована как общественная организация. Её создатель и редактор Валерий Новосельский является членом Парламента Международного Цыганского Союза (IRU).
Цыгане в Северной Африке
В Северной Африке проживают цыгане-кале, известные также как андалусийские цыгане, и дом. Кинорежиссёр Тони Гатлиф - кало родом из Алжира. Кале Северной Африки носят в цыганском мире прозвище «мавры» и часто сами им пользуются (так, «мавром» или «полумавром» называют себя и Тони Гатлиф, и Хоакин Кортес, чей отец родом из Северной Африки).
Цыгане в Канаде и США
В Канаде живут цыгане-рома, в США же можно найти все три европейские ветви цыган (рома, кале, синти). Представители разных цыганских народностей прибывали в Северную Америку в разное время. В последнее время в США переезжали цыгане-рома из стран бывшего СССР (в основном артисты), в Канаду - рома из стран Восточной Европы, таких как Чехия и Румыния. Единой культуры и образа жизни для американских цыган сейчас нет, их можно наблюдать среди представителей самых разных социальных слоёв, от маргиналов до крупных бизнесменов; представители разных цыганских народностей общаются очень неохотно.
Знаменитых цыган в Северной Америке, относительно Европы, немного: гитарист-виртуоз Вадим Колпаков (сэрво), писатель и профессор цыгановедения Рональд Ли (кэлдэрар), писатель Эмиль Деметер (кэлдэрар), актёр и диджей Евгений Гудзь.
Цыгане в странах Латинской Америки
Первое документальное упоминание присутствия цыган (кале) в Латинской Америке (на Карибских островах) относится к 1539 году. Первые цыгане были сосланы туда против своей воли, но в дальнейшем испанские кале и португальские калонс (группы, состоящие друг с другом в родстве) небольшими группами стали перемещаться в Латинскую Америку в поисках лучшей жизни.
Самая крупная волна переселения европейских цыган в Латинскую Америку произошла во второй половине XIX - начале XX века. Самую заметную часть переселенцев составляли кэлдэрары, среди остальных цыган можно упомянуть ловарей, лударей, а также группы балканских цыган, известных под собирательным названием хораханэ. Продолжали переезжать в Америку и кале и калонс.
Среди всех цыган Латинской Америки очень популярно ведение небольшого бизнеса по продаже автомобилей.
Цыгане в странах Кавказа
На Южном Кавказе существуют две уникальные субэтнические группы цыган, подробно описанные Керопэ Паткановым. Первая - армяноязычные цыгане-боша, проживающие, в основном, в Армении и Грузии и отчасти сохраняющие тайный язык ломаврен. Вторая - азербайджаноязычные цыгане-карачи, проживающие в Азербайджане и утратившие цыганский говор в начале XX века. Обе группы на сегодняшний день исчисляются несколькими сотнями человек и находятся на грани полной ассимиляции окружающим большинством.
Цыгане в Турции
Цыгане в Турции известны под названиями чингэне (самое распространённое, собирательное название), чингит, навар, поша и роман (в зависимости от части страны). Проживают преимущественно как дисперсно, так и общинами, делятся на этнические группы. Численность около 700 000 человек[12]. Средний образовательный уровень низкий. Самые распространённые занятия: кузнечество и другие кустарные ремёсла, выращивание и продажа цветов, танцы и музыка, гадание, развод и сдача напрокат крестьянам ослов, сбор и продажа металлолома и макулатуры. Танцуют свой особенный цыганский вид танца живота, который бывает женским и мужским. Женский танец сопровождается движениями кистей и мимикой, передающими сюжет песни. В среднем выглядит более грубо, чем турецкий танец живота, и содержит среди прочих вызывающе-эротические движения.
Цыгане в Средней Азии
Люли. Распространены в Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Киргизии, куда попали, предположительно, из Персии. Самоназвание муга́т. Традиционные занятия: кустарные ремёсла, в том числе ювелирное, торговля животными, попрошайничество, музыка. В советское время были заняты в строительстве, сельском хозяйстве, на производстве. Участвовали в ВОВ. Образовательный уровень традиционно низкий, хотя отдельные представители получают среднее и высшее образование. Существует тонкая прослойка интеллигенции и духовенства. Средний уровень жизни крайне низкий, хотя есть отдельные представители среднего класса и даже зажиточные люди. По вероисповеданию - мусульмане.
Рома. Во время Великой Отечественной войны вместе с крымскими татарами в Узбекистан, Казахстан и Таджикистан были высланы крымские цыгане. Часть из них позже вернулась или переехала в другие регионы бывшего СССР, но и сейчас там есть представитель цыган-крымов. Кроме того, в Средней Азии можно встретить семьи и других народностей ветви рома. Так, русский цыган Александр Бердников родился в Туркменистане.
Цыганский язык
Цыганский музыкант на свадьбе в Брно
Основная статья: Цыганский язык
Цыгане говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.
В СССР в 1930-е годы в основу литературной нормы цыганского языка был положен диалект русских цыган. В мире, как правило, для межэтнического общения используется диалект кэлдэрари, как наиболее широко рассеянной группы, с вкраплением слов из других диалектов.
Культура цыган
Основная статья: Культура цыган
Культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, истории и сложности этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку 19 века, джаз (см. Джаз-мануш, Джанго Рейнхардт), фламенко).
Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников - уроженцы Венгрии, наиболее развита музыкальная культура у цыган России, Венгрии, Румынии, Испании, Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии, Словакии, Украины и России, актёрское искусство - в России, Украине, Словакии.
При всём разнообразии цыганской культуры у разных этногрупп, можно отметить схожую систему ценностей и восприятия мира.
Цыганские «большие» этнические группы
Можно выделить шесть основных ветвей цыган. Три западных:
Рома, основная территория проживания - страны бывшего СССР и Восточная Европа. К ним относятся и русские цыгане (самоназвание руска рома).
Синти и мануш, проживающие в основном в германоязычных и франкоязычных странах Европы.
Иберийские кале, проживающие в основном в испаноязычных и португалоязычных странах.
И три восточных:
Люли, основная территория проживания - Средняя Азия, Пакистан, Афганистан.
Лом (известные в основном, как боша или поша), проживающие на Кавказе и севере Турции.
Дом, проживающие в арабоязычных странах и Израиле.
Есть также «малые» цыганские группы, которые трудно отнести к какой-либо определённой ветви цыган, такие, как британские кале и романичелы, скандинавские кале, балканские хораханэ.
В Европе существует ряд этнографических групп, близких по образу жизни к цыганам, однако иного происхождения - в частности, ирландские трэвеллерс, центральноевропейские ениши. Местные власти, как правило, рассматривают их как разновидность цыган, а не как отдельные этносы.

новый рассказ

Была у меня задумка романа, но романа не вышло, вышел странный рассказ.
- Черт, все, как всегда не вовремя! И почему именно сейчас? - Она чуть не упала, взмахнув руками, будто лопастями вертолета. И зачем она надела эти сапоги? Хотя понятно зачем - она хотела понравиться. Конечно, хорошенькая девушка на каблуках - очень даже эффектно. Настолько эффектно, что она сейчас опоздает на собеседование. Тогда грош цена всему ее макияжу! С ней так всегда: встанет пораньше, начнет краситься, вертеться перед зеркалом - и обязательно опоздает. Видимо, это диагноз.
Каблуки отбивали частую дробь по обледеневшему асфальту; рядом ритмично стучали десятки других, высоких и низких, модных и не очень. Все куда-то спешили, может, то же опаздывали.
День был серый и пасмурный, словом, обычный питерский день, когда солнце вроде пытается пробиться сквозь тучи, но никак не может, и облака кажутся будто подсвеченными изнутри. Такими же серыми были улицы, по старому доброму обычаю не убранные и сохранившие все прелести недавних снегопадов.
Нога опять подвернулась, резко поехала по обледенелой корке на темном асфальте. Кое-как удержав равновесие и на мгновенье представив, как же солидно она будет выглядеть в грязном пальто и драных колготках, девушка дала себе слово больше не экспериментировать с обувью. Высокие каблуки - это, конечно, красиво, но только в теплую погоду.
Перепрыгнув через очередной черно-белый сугроб на обочине дороги, она лихорадочно сверила адрес с бумажкой и скользнула в манящее тепло офисного здания через строгую, солидную дверь. За ней был небольшой тамбур и раздвижные створки с фотоэлементами. Дальше - холл, казенный холл с ковролином и искусственным цветком в кадке. Цветок был большой, экзотический, вроде, какая-то пальма. В углу стоял кофейный автомат, возле него столпилась стайка мелких офисных служащих, за пластмассовой чашечкой безвкусного напитка делившихся друг с другом последними новостями.
- Девушка, Вы куда? - быстро среагировал на ее появление охранник. Он был такой важный, словно отвечал за безопасность первых лиц государства.
- Я? - растерялась девушка. - Я в "Эгиду".
Ну почему она вечно так себя ведет, будто нашкодившая школьница? Казалось бы, столько книг по психологии прочитала, перерыла весь интернет в поисках статей на тему: "Как стать успешной привлекательной женщиной?" - и снова дрожит, как мышка. И это только охранник, что же будет, когда она встретиться с эйчаром? "Что будет, что будет! - тут же ответил ехидный внутренний голос. - Не возьмут тебя на работу, и все". И опять она пойдет, опустив плечи, в эту слякотную темноту, месить ногами снег вдоль обочин. Придет к себе, откроет холодильник, с горя съест чего-нибудь, щелкнет пультом телевизора и наклеит на себя ярлык неудачницы.
- Звоните, - охранник указал ей на закрепленный на стене телефон. - 22 44 15.
Она кивнула, подошла к телефону, краем глаза заметив, что "офисный Цербер" снял трубку своего телефона - будет слушать ее разговор. Что ж, пусть слушает. Вздохнув, девушка набрала внутренний номер. Послышались длинные гудки, а потом приятный женский голос произнес:
- Издательский дом "Эгида", здравствуйте! Чем могу Вам помочь?
Она на мгновенье опешила, а затем пробормотала:
- Я к Дмитриевой Елене, на собеседование.
- Одну минутку, пожалуйста. - Что-то щелкнуло, заиграла музыка, а потом в трубке возник бодрый голос Елены. - Здравствуйте, слушаю Вас.
- Елена, это Дарья. Мне назначено на шестнадцать часов...
- Одну секундочку, я сейчас к Вам спущусь.
Дарья кивнула и повесила трубку. Ну, что, охранник, меня здесь ждут, я не какой-нибудь случайный человек с улицы. Только у нее жутко продрогли колени, и на сапогах разводы от соли. Она наклонилась, достала из сумочки одноразовый носовой платок и быстро привела обувь в порядок. Поискала глазами урну - она оказалась на улице, за пределами ореола тепла и света. Быстро шмыгнув обратно в темноту и на ходу поправив выбившийся из-под пальто шарф, Дарья уничтожила следы преступления и вернулась обратно к безразличному охраннику.
Через пару минут спустилась Елена - невысокая женщина в строгом деловом костюме. Мысленно сравнив себя с ней, девушка пришла к выводу, что сюда ее не возьмут.
- Пойдемте, - эйчар улыбнулась дежурной улыбкой и провела ее через линию турникетов, мимоходом коснувшись картой белого кружка.
Они поднялись на лифте на четвертый этаж, вышли в блестящий алюминиевой арматурой коридор и переступили порог темно-коричневой двери с надписью "Эгида". Секретарь на ресепшен, видимо, та самая девушка, с которой пять минут назад разговаривала Дарья, приняла рабочую стойку, но тут же расслабилась, погрузившись в глубины светящегося экрана компьютера. Зазвонил телефон, она что-то прощебетала, перевела звонок и встала, чтобы поставить чайник. Высокая уверенная в себе блондинка с безупречным маникюром.
Все больше и больше ощущая себя серой мышью, Дарья повесила в шкаф пальто и последовала за Еленой в кабинет с рядами унылых серых папок на стеллажах. Она протянула свое резюме и сжалась на стуле напротив солидной женщины в деловом костюме. Пыталась улыбаться, скрыть волнение - и не знала, хорошо ли это у нее получается.
Положив перед собой испестренный буквами лист, эйчар что-то долго искала в компьютере, а затем начала задавать традиционные вопросы: расскажите о себе, почему Вы хотите работать именно в нашей компании, почему уволились в прошлой работы? Дарья терпеливо повторяла заученные наизусть ответы, дипломатично стараясь избегать лишних подробностей. Елена сделала какие-то пометки в ее резюме, кратко рассказала об издательском доме и характере предлагаемой работы, поинтересовалась, есть ли у нее какие-то вопросы. Девушка выдавила из себя что-то жалкое и непрофессиональное, уходя, мысленно решив для себя, что за стандартным: "Мы Вам позвоним" кроется: "Вы нам не подходите".
В коридоре она столкнулась с блондинкой с ресепшен: открыв окно, та выпускала колечки дыма на улицу.
- До свидания, - зачем-то попрощалась Дарья.
- До свидания, - добродушно ответила блондинка и с улыбкой попросила: - Вы только Борису Геннадиевичу не говорите, что я здесь курила, он этого не любит.
Девушка кивнула. Это будет совсем не сложно, она и понятия не имеет о том, кто такой этот Борис Геннадиевич. Секретарша, смешная, право, думает, будто она будет останавливать всех встречных мужиков и таинственным шепотом сообщать: "Представляете, а блондинка из "Эгиды" открыла окно и курила прямо в коридоре!". Глупость какая-то.
- Ой, Борис Геннадьевич! - пискнула блондинка и, затушив сигарету, метнулась в сторону туалета.
Из дверей "Эгиды" вышел солидный мужчина в кашемировом пальто; он говорил по телефону - что-то о сроках, макете номера, Михаиле Петровиче. Недовольно проводив взглядом спину секретарши, он наткнулся взглядом на незнакомое растерянное лицо Дарьи, почти прошел мимо, но потом все же спросил:
- Вы к кому?
- Я на собеседование. Вернее, я уже с собеседования, - пролепетала девушка, теряясь перед суровым взглядом этого человека.
- В "Эгиду"?
Она кивнула и опустила глаза. Серая мышка, пустое место - вот ты кто, рядом с этим человеком. По нему сразу видно - он босс, ворочает миллионами и не привык с кем-то сюсюкаться. Почему он вообще заговорил с ней, может, просто не любит, когда чужие бродят по офису? И взгляд такой неприятный, колючий, холодный...
- Значит, это Вас Елена присмотрела на должность нового дизайнера? Портфолио с собой?
Конечно, с собой. Что, неужели ее мучения еще не закончились?
Покорно последовав за невозмутимым Борисом Геннадиевичем, Дарья снова оказалась по ту сторону коричневой двери. Задержавшись на пару минут возле ресепшена, чтобы написать короткую записку блондинке: "Вы хоть когда-нибудь занимаетесь делами или целыми днями торчите в туалете?", он провел ее вглубь офиса к директорской приемной. Перебросившись парой слов со своей помощницей, деловито строчившей письма, Борис Геннадьевич толкнул дверь своего кабинета.
Сжавшись в комок, девушка ожидала своей участи: что скажет этот угрюмый человек в кожаном кресле? По сравнению с этим собеседование у Елены казалось дружеской беседой.
- Это, безусловно, все хорошо, Дарья Валерьевна, - выдал он наконец свое резюме, - но Вы нам не подходите. У Вас мало опыта, и, честно говоря, Ваши работы не впечатляют. У нас современный креативный журнал, а Вам больше подходят рекламные бесплатные газетки. Спасибо, что пришли. До свидания!
Вот так, коротко и ясно, прямо в глаза. Собрав в папку разложенные на столе листы, Дарья попрощалась и, позволив серой депрессивной волне накрыть ее с головой, отправилась в магазин за шоколадом. Она купит много-много шоколадок, будет пить с ними чай и смотреть новости - когда их смотришь, кажется, что в твоей жизни все не так хреново. Ну подумаешь, опустил ниже плинтуса директор крупного издательского дома, ну подумаешь, что придется занимать денег у знакомых и снова убеждать себя, что она не самый бездарный и бесполезный человек на свете.
Можно было бы и сапоги не протирать, и не спешить так - все равно бы не взяли. Дарья ведь заранее знала, что таких замухрышек, как она, в такие места не берут.
В то время, как она брела к метро, думая, что в очередной раз скажет расстроенной маме, Борис Геннадьевич спустился вниз, сел за руль последней модели "Лексуса" и, задумавшись, набрал номер телефона. Ответом ему были длинные гудки. Он в нерешительности повернул ключ в замке зажигания, прислушался к мерному урчанию мотора, включил фары, подал назад, выруливая с парковки в вязкую сырость петербургского вечера. Яркие пятна огней бликовали на лобовом стекле. Рука сама собой снова легла на телефон, брошенный на переднее сидение. Не глуша мотора, Борис Геннадьевич снова набрал десятизначный номер. Опять длинные гудки. Он включил блюз, закрыл глаза и вспомнил молодость: карнавальную осень, толпу смеющихся студентов с одной бутылкой водки на пятерых - и темноглазую девушку, которая никогда не бывала на их вечеринках. "Цаца", - говорили про нее друзья, а он думал, что не цаца, а королева. Снежная королева, которой не было дела до каких-то глупых провинциальных мальчишек. Нет, она никогда не заносилась, улыбалась при встрече, иногда помогала в учебе, но никого к себе не подпускала, как и положено примерной профессорской дочке, ждала своего принца.
Он так и не узнал, дождалась ли: уехал по распределению в другой город, так и не решившись признаться ей в любви на выпускном. Однокурсники смеялись и демонстративно кружились с Верой прямо перед его носом. А Борис сидел и смотрел, пил и смотрел. Он ведь знал, что он не принц, даже не ленинградец, а так, просто бывший студент без площади и гроша в кармане. Разве такая, как она, на него посмотрит?
А теперь ему достали ее номер, и Борис не знал, чего хочет больше: услышать или не услышать ее голос.
Выкурив сигарету и приняв решение, он снова приложил трубку к уху. Сердце замерло, отсчитывая ритм вместе с этими гудками.
- Алло? - послышалось на том конце беспроводной сети.
Он вздрогнул, чуть не подавился нахлынувшими воспоминаниями, забыл все, что хотел сказать, и, нервно комкая в пальцах окурок, сказал:
- Вера, это Борис. Ну, помнишь, мы вместе учились?
- Допустим, помню, и что?
- Ну, я подумал, что хорошо бы встретиться, поговорить...
- Встреча однокурсников, да? - усмехнулась она. Это было что-то новое, раньше у нее не было таких интонаций. - И кто еще будет?
- Да никто, только мы с тобой. Я закажу столик в самом лучшем ресторане, ты знаешь, ведь у меня сейчас свой бизнес...
- И много лишних денег? - подытожила Вера. - Вот что, Борис, если ты не понял с первого раза, тогда, когда заявился ко мне в дом с этой охапкой роз, я тебе повторю еще раз: я не желаю иметь с тобой ничего общего. Да, ты теперь богатый, можешь сорить деньгами, но давай, ты потратишь их на кого-то другого, ладно?
- Но если я хочу...
- А если я не хочу? Или, по-твоему, раз у меня грошовая зарплата, я должна за тобой хвостиком бегать? Ты уж извини, Борис, но у нас с тобой ничего не получится, мне от тебя ничего не надо. Не звони, не пиши мне, не заставляй своего шофера караулить под моими окнами - словом, исчезни из моей жизни. Я не желаю быть ни чьей содержанкой.
- Вера, подожди, ты не поняла! Я совсем не хотел тебя обидеть. Я думал, мы просто посидим...
Но она уже повесила трубку.
Он некоторое время отрешенно слушал резкие короткие гудки, потом набрал номер снова - Вера сбросила звонок, а потом и вовсе выключила телефон. "Абонент временно недоступен или находится вне зоны действия сети", - несколько раз повторил механический женский голос.
"Лексус" с визгом тормозов сорвался с места и затерялся в плотном потоке улиц.

По-китайски: весь организм на стопе ног

По-китайски: весь организм на стопе ног

Согласно традиционной китайской медицине, мы состоим из тех же элементов, что и вся Вселенная: дерева, огня, земли, металла и воды. Поэтому, как и времена года, различные части нашего тела и наши эмоции также управляются энергией одного из этих 5 элементов. Когда эти силы уравновешены, человек здоров и благополучен.

Традиционная китайская медицина помогает приспособить организм человека к неизбежным перепадам сил. В здоровом организме жизненная энергия - ци - проходит свободно, придавая сияние коже, блеск волосам и тонус телу.
Уникальная атмосфера «оазиса умиротворенности и гармонии Востока» создана в нашем салоне в самом центре шумного мегаполиса. Стоит только перешагнуть порог, пройдя через «дверь равновесия (инь-ян)», и вы попадаете в мир ласкающих душу и тело ощущений. Тихое шуршание тканей, приглушенный свет, мелодичная музыка и журчание воды, неповторимые ароматы и чуткие прикосновения наших массажистов помогут вам расслабиться и забыть обо всем.

К процедурам, сочетающих в себе лечебный и эстетический эффекты, относятся:

 

- Точечный массаж стоп
- Массаж бамбуковыми палочками
- Массаж горячими камнями (Stone massage)
- Массаж травяными мешочками
- Aroma Oil массажи
- Slim массажи
- Китайский массаж рук с омолаживающим эффектом

Любые виды массажа Вы можете пройти в медицинском центре ГиД

SPA-уход

 

СТОПЫ НОГ- один из наиболее чувствительных участков тела. Прикосновение рук массажиста к этой зоне максимально расслабляет, тонизирует и восстанавливает силы. В Древнем Китае с массажем стоп связывали целую философию. Считалось, что здоровье человека - это гармония четырех стихий: воды, ветра, земли и огня. Когда появляется какое-либо заболевание, равновесие в теле человека нарушается, и восстановить его можно с помощью воздействия на определенные участки - стопы.

Помимо лечебной функции, массаж стоп положительно влияет на наше эмоциональное состояние. Он снимает стресс и повышает настроение. Древние китайцы полагали, что массируя подошву ног, мы не только восстанавливаем гармонию внутри нашего организма, но и усиливаем связи между нами и окружающим миром. Кроме того, массаж помогает восстановить природные силы человека, повысить иммунитет.

Согласно теории традиционной китайской медицины, на стопах расположено более 60 активных зон и точек, а также имеются важные каналы «Цзинло», а также концентрируются «шлаки» человеческого организма. Накапливаясь в течении длительного времени в организме человека, токсины препятствуют нормальному кровообращению и могут вызвать различные заболевания.
Массаж стоп воздействует на рефлекторные точки стопы, стимулируя и балансируя общее состояние внутренних органов и организма в целом. Снимает нервный стресс, усталость, психоэмоциональное возбуждение, успокаивает и приводит нервную систему в порядок, улучшает обмен веществ и укрепляет защитные силы организма.
На сегодняшний день рефлексология, как один из методов нелекарственной терапии прочно вошла и в арсенал западной медицины, а массаж стопы необходим как больным, так и здоровым людям, заботящемся о состоянии своего иммунитета и нервной системы. Известно, что на стопе есть точки - проекции всех внутренних органов, и, воздействуя на них, мы мягко и эффективно влияем на работу организма.
Систематический массаж стоп поможет быстро восстановить гармонию души и тела.
Запомните, что при головной боли нужно массировать большой палец, при заболевании глаз - два средних пальца, при болях в ушах - внешние пальцы стопы, при проблемах с позвоночником - внутреннюю сторону подошвы. Остальные варианты хорошо видны на приведенной схеме.

Разновидности рефлекторных точек

Места расположения точек аккупунктуры и аккупрессуры известны точно. Они расположены на 14 линиях-меридианах, которые давно уже исследованы. Эти меридианны имеют определенные наименования, например, «Большой сердечный» («Мастер сердца»), «Трехстепенной обогреватель» или «Меридиан-гувернер», при этом на каждом меридиане используются три вида точек:

  •  «Гармонизирующие точки», - лежащие в начале и конце меридиана. Их аккупрессура дает гармоничные отзвуки во всех органах, относящихся к данному меридиану.

  • «Возбуждающая точка»,- только одна на каждом меридиане. Её аккупрессура активизирует реакцию и работоспособность относящихся к данному меридиану органов.

  •  «Успокаивающая точка»,- также только одна на каждом меридиане. Эта точка подавляет, успокаивает, снимает нервозное состояние; ощущения при ее акупрессуре наиболее приятны.

Облегчение приносит усиленная аккупрессура системы так называемых «Сигнальных (тревожных) точек («Мун-точек»). Каждый основной орган имеет свою сигнальную точку. Правильная аккупрессура этой точки способствует немедленному улучшению состояния человека и в особенности уменьшению боли.
В последние годы изучения в Пекинском Университете Традиционной Китайской Медицины был открыт целый ряд «Специальных точек», относящихся к определенным недугам (заболеваниям).
Ниже приведены изображения важнейших точек аккупресуры. Это могут быть и «Успокаивающая точка» при рас-стройствах сна, и «Возбуждающая точка» при низком кровяном давлении, и «Гармонизирующая точка» при тревожном состоянии общего невроза, и «Сигнальная точка» при коликах и боли суставов, и «Специальная точка» при снижении потенции.
Приведенные рисунки показывают типичные места расположения активных точек. Ввиду индивидуальных особенностей телосложения места расположения точек могут отклоняться в пределах одного сантиметра. С помощью специального прибора, измеряющего сопротивление кожного покрова, по пониженному значению сопротивления расположение точки определяется с точностью до одного миллиметра. Однако для аккупрессуры такая точность избыточна (размеры пальца больше). Как правило точка аккупрессуры реагирует на сильное нажатие четким болевым импульсом, что облегчает ее поиск на нужном участке тела.

Как воздействовать на точку аккупресуры?
Врачи Традиционной Китайской Медицины различают три степени воздействия на лечебные точки:

  •  при острых болях и при первичном лечении показано применение легкого кругового массажа точки, который производится кончиком указательного пальца руки. Продолжительность массажа от одной до пяти минут.

  •  при хронических заболеваниях, в зависимости от общего состояния пациента, лучше всего и надежнее применять точечный массаж средней силы. Рекомендуется многократный массаж в течение дня, продолжительность аккупрессуры - до 30-40 секунд.

  •  сильная аккупрессура производится главным образом с помощью большого пальца руки, однако возможны и другие варианты.

Когда искомая активная точка найдена на теле, кончиком указательного или большого пальца прикасаются к кожному покрову, затем начинают производить пальцем круговые движения, сдвигающие кожу относительно костной или мышечной ткани в ритме два оборота в секунду. При этом следует обращать внимание на то чтобы при воздействии палец постоянно оставался на необходимой точке тела.
При симметричном воздействии на точки аккупрессуры следует быть особо внимательным.
Противопоказания:

Аккупрессура в своей упрощенной форме не может заменить необходимого медицинского лечения при неотложных случаях, однако она может применяться как дополнительное болеутоляющее лечение, а также для оказания первой медицинской помощи.
Аккупрессура противопоказана при:

  •  тяжелых органических заболеваниях сердца и систем кровообращения

  •  в период беременности

  •  при сильном переутомлении

  •  до излечения кожного заболевания в точке акупрессуры (например нагноения, лишая и т п.)

Как правильно проводить аккупрессуру?

  • Сядьте или лягте на спину.
  • На время отвлекитесь от всего, следите за отсутствием внешних раздражителей: (разговоры родных, телефонные звонки и т.п)
  • Кончик указательного пальца положите на необходимую точку тела (точку аккупрессуры).
  • Легко надавите на кожу и одновременно начинайте производить круговые движения пальцем, следя при этом чтобы палец при движении не сходил с данной точки тела.
  • Продолжительность аккупрессуры - от полминуты до пяти минут. Действие всегда наступает быстро и ощущается долгое время. 

Аккупрессуру можно многократно повторять в течение дня!

 http://www.izkis.ru/