вторник, 9 февраля 2010 г.

Занятно

09.02.2010 в 23:56Пишет BabyDi:

Школьное образование в США: Миф или Реальность?

09.02.2010 в 15:04Пишет TrashTank:

Будни американской школы. Еще до кучи.

Умные люди прекрасно понимают, что декларируемого равенства возможностей в сфере образования в Америке на самом деле нет. Равенство есть для тех, кто образования получать не хочет, кто приходит в школу для того, чтобы провести день с наименьшими потерями. Декларируемое равенство на образование - это скорее равенство на неполучение достойного качественного образования. Есть лишь одинаковые возможности получить стандартное, очень поверхностное образование и превратиться в исполнительного, законопослушного, неспособного самостоятельно мыслить гражданина.

Самое смешное то, что официально американская педагогика как раз направлена на обучение решению конкретных практических задач. На самом же деле из реальных знаний ученик получает лишь умение читать и писать и еще некоторые самые примитивные навыки. Те немногие родители, которые понимают важность хорошего образования, должны очень постараться, чтобы найти место, где их дети могут получить его бесплатно. Нужно ли говорить о том, что количество таких мест весьма ограничено?

Это тем более удивительно, что образование в США в отличие от той же России очень и очень ценится. Это в России таксист получает больше кандидата наук, врача или преподавателя университета. Это у нас еще в СССР рабочие получали больше инженеров. В Америке уровень зарплаты и положение в обществе напрямую связаны с уровнем образования. Если ты защитил кандидатскую, место в среднем классе тебе уже гарантировано. Даже с простым высшим образованием ты уже можешь рассчитывать на вполне достойное положение в обществе. Добиться в этой стране чего-либо без высшего образования практически невозможно - разве что сделать спортивную карьеру. А поскольку высшее образование в США платное, американцы рассматривают его как одну из форм инвестиций, которая в дальнейшем принесет гарантированную финансовую отдачу.

Так почему же со школьным образованием происходит то, что происходит? Было бы наивным считать, что это простое стечение различных обстоятельств, издержки американской игры в демократию. Трудно себе представить, что те люди, которые управляют этой страной, не в курсе происходящего в средней школе. Я постепенно прихожу к выводу о том, что нынешнее положение вещей в американском образовании очень мудро срежиссировано и виртуозно поддерживается.

Теоретики и идеологи образования придумывают новые и новые оболванивающие методики. Директора школ внедряют их во вверенных им заведениях, ломая хрупкое сопротивление тех немногих учителей, кто действительно хоть чему-то учит своих учеников. А чиновники обеспечивают законодательное и организационное прикрытие. В итоге система абсурда самовоспроизводится. Уже не требуется никакого вмешательства извне для ее поддержания.

Недавно я получил подтверждение своим мыслям из совершенно неожиданного источника - от моей коллеги по школе. Мисс Хейли, черная американка лет сорока пяти, в образовании с самого начала своей карьеры. “Еще лет двадцать назад у нас было нормальное образование, - сказала она мне. - Я думаю, что в один прекрасный момент власти просто решили, что не стоит всем подряд давать хорошее образование”.

Кому это выгодно - поддерживать низкий уровень образования населения? - спросит меня читатель. Кто и зачем вынашивает и осуществляет этот план? Ответ очень прост. А кто, например, заинтересован в том, чтобы люди смотрели отупляющее телевидение, чтобы покупали алкоголь и табачные изделия? Или чтобы не знали правду о воздействии на организм генно-модифицированных продуктов? Ответ на наш вопрос из той же категории.

В низком уровне образования населения очень много положительных моментов с точки зрения государства. Точнее, тех, кто этим государством управляет и от этого же государства кормится. Искусство управления обществом состоит в том, чтобы люди не ныли и роптали как в России, а были довольны жизнью и собой. Это мы и имеем в Америке. Рассмотрим в качестве примера разные категории американских граждан.

Возьмем низший класс, составляющий, по различным оценкам, от 30 до 50 процентов населения страны. Основная масса учеников, принадлежащих к этой категории, после школы осознает свою необразованность и потому даже не думает о высшем образовании. Они спокойно направляются прямо за прилавок или хватаются за любую другую неквалифицированную работу. Пока у них есть работа, есть деньги. Соответственно, они сыты, одеты и имеют крышу над головой. Этого им вполне достаточно. У них нет никаких амбиций и желаний иметь больше. Они уверены, что все равно не могут достичь большего, как бы того не хотели. Но благодарны за то, что у них есть.

Представители среднего класса (около половины населения) имеют значительно больше, чем предыдущая категория. Некоторые даже настолько много, что это можно назвать роскошью по российским меркам. Но как они достигли всего этого? Не подумайте, что благодаря своим знаниям, уму и таланту, хотя минимальный уровень знаний и ума, конечно же, необходим. В основном, они добились всего путем многолетнего карьерного роста, главными требованиями которого являются исполнительность, отсутствие собственного мнения и умение угодить начальству.

Надо ли говорить, насколько эти люди дорожат своим положением, как ценят то, что имеют. Одно неверное движение, и они могут потерять все, получив клеймо человека недостаточно лояльного и исполнительного. Однако они не чувствуют от этого особого дискомфорта. Просто абсолютное большинство американцев не обременено собственным мнением. Во-первых, им регулярно преподносится на тарелочке “правильное” мнение, так что не нужно искать никакого другого. Во-вторых, чтобы иметь собственное мнение, нужно обладать серьезными знаниями, а вот их-то как раз и не хватает.

Не имея больших познаний в истории и географии, они очень слабо разбираются в политике, например, свято веря, что их солдаты в Ираке сражаются за правое дело. Соответственно, они послушно голосуют за все, за что администрация Белого дома им предлагает проголосовать. Они никогда не выйдут на митинги и не будут размахивать флагами, требуя каких-либо льгот, раздражая тем самым правительство страны или штата. Они уверены, что правительство делает все верно и в любом случае не могут ничего изменить. И вообще, митинговать - это проявление невоспитанности, правила хорошего тона не позволяют им этого. Какой прекрасный народ для руководства страны!

Выше я уже писал о том, насколько схожи социально-политические системы США и позднего СССР. Продолжая аналогию, можно было бы ждать развала Америки. Однако у американской элиты есть одно преимущество перед ЦК КПСС. Советское руководство вырастило и воспитало исключительно высокообразованное население. СССР развалился именно потому, что наш народ все видел и понимал и уже не мог дальше глотать ту ложь, которой его пичкало руководство. Американская же публика на данный момент верит всему, чем ее кормят. К тому же обильное питание и комфорт совершенно не располагают к каким-либо размышлениям и протестным настроениям.

Такая лояльность и управляемость населения важны и в вещах более прозаических.

Например, американцы послушно берут кредиты в банке под баснословные проценты и нисколько не считают себя при этом обманутыми. Им внушили, что брать кредиты - это хорошо, а почему это плохо, они не понимают. Не понимают потому, что просто не в состоянии совершить элементарные арифметические действия, чтобы увидеть, насколько же их обманывают. Помните пример про учеников, неспособных вычислить сколько яблок можно купить на 8 долларов? Причина нынешнего финансового кризиса именно неспособность заемщиков осуществлять выплаты по ипотечным кредитам. Спрашивается, о чем они думали, когда брали эти кредиты? Не нужно забывать и про пропаганду. Их мозги закручены вполне определенным образом - они знают, что иметь хорошую кредитную историю очень важно.

Представители среднего класса имеют медицинскую страховку. Соответственно, им открыт путь к врачу, которого они посещают очень охотно, каждый раз оплачивая свой прием. Обращаются к врачу по любому поводу. У врачей в США гораздо меньше свободы в выборе способа лечения, нежели пока еще в России. Они обязаны действовать в строго прописанных рамках, в противном случае могут лишиться лицензии или угодить под суд. Следуя инструкциям, врачи выписывают “правильные” лекарства, стоящие огромных денег. Пациенты их принимают и обнаруживают новые проблемы со здоровьем. Доктор выписывает им новые препараты для снятия побочного эффекта, вызванного первыми. Так может продолжаться очень долго. В результате карман нашего пациента опустошается очень заметно. Но никто не ропщет. Все это в порядке вещей. Около половины моих студентов постоянно сидит на тех или иных медикаментах, принимая их месяцами, а то и годами. Я уже не говорю о старшем поколении.

В Америке нельзя купить самые простые антибиотики без рецепта врача. Также запрещено ввозить лекарства из-за рубежа даже для собственных нужд. То есть доступ к лекарствам лежит только через кабинет врача, или, точнее, через деньги, уплаченные страховой компании. Американцы свято верят, что все это делается для их же благополучия. В США, особенно среди белого населения, полностью отсутствует такое понятие, как самолечение. Я уже не говорю о траволечении или нетрадиционной медицине. Как-то одна моя знакомая в разговоре с американкой порекомендовала отвар какой-то травы. На что та, сделав ужасные круглые глаза, спросила: «Вы что, предлагаете мне ведьмино зелье?!» Между тем в прошлом американцы широко использовали траволечение. Куда это все ушло? Кому выгодно посадить страну на иглу и таблетки? Ответ из той же оперы.

США - единственное из развитых стран мира государство, где не требуется указывать наличие генно-модифицированных составляющих на упаковке продуктов питания. Правительство страны решило, что населению незачем знать такую информацию, и оно ее не знает. Справедливости ради нужно сказать, что население США не особо-то и обеспокоено этой проблемой. Им объяснили, что ГМ-продукты - это хорошо, потому они и не переживают. Ведь чтобы переживать, нужно иметь свое суждение по данному вопросу. Чтобы иметь суждение, надо обладать определенным объемом знаний, иметь привычку читать и размышлять над прочитанным. Американцы в своем абсолютном большинстве не умеют этого делать. Они покупают те продукты, что им предлагаются в магазинах.

В результате поедания ГМ-пищи и выращенного на гормонах мяса, они и сами вырастают до невероятных размеров и приобретают в придачу кучу всевозможных болезней. Почему-то при высоком уровне жизни в целом и при здоровом образе жизни уровень кардио- и онкозаболеваний у них выше, чем в полуголодной и отравленной алкоголем и табаком России. А процент людей, способных иметь собственное потомство, ниже, чем у нас и стремительно уменьшается год от года. Вы думаете, почему они усыновляют детей из России?

Они идут в свои рестораны Fast Food и едят эту гадость... В результате такого питания некоторых разносит до таких размеров, что они утрачивают человеческий облик. Излишний вес у каждого третьего, а каждый двадцатый толст до патологического безобразия. А на помощь уже спешат отечественная медицина и фармацевтическая индустрия...

Самое интересное то, что при этом американцы в отличие от угрюмых, озлобленных и вечно жалующихся на жизнь россиян довольны своей жизнью. Причем, чем ниже уровень образования и, соответственно, доходов, тем более беззаботными и счастливыми выглядят американцы. Мне часто приходит в голову сравнение с персонажами книги дедушки Уэллса “Машина времени”. Помните, там есть элои, на которых вкалывают морлоки? Элои ведут праздный образ жизни и в один прекрасный момент просто превращаются в глупый беззаботный скот для трудолюбивых морлоков. Но книжки этой американцы не читали, так как читают очень мало и не очень охотно. Поэтому никаких параллелей провести не могут.

Бытует широко распространенное заблуждение, что можно хорошо жить без особых знаний. Действительно, многие великие правители (хотя далеко не все) были не очень уж образованными людьми. В России же мы наблюдаем это сплошь и рядом: вчерашние двоечники замечательно устраиваются, а бывшие отличники далеко не шикуют в своих университетах. Но эти наблюдения верны только в том случае, если мы не рассматриваем человеческую судьбу как многофакторную систему. Кто-то от природы (от Бога) более удачлив, более решителен, более напорист. Кто-то, наконец, просто беспринципный и наглый, что как известно второе счастье. Разумеется, такие люди в жизни неплохо устроятся. Однако, правитель один на миллионы. Желающие же быть лидерами и подчинить себе других, очень часто заканчивают в тюрьме либо на кладбище в достаточно молодом возрасте. А как быть остальным, простым смертным?

Вот здесь-то и становится нужным образование, хорошее, качественное. Если мы элиминируем все жизненные факторы кроме уровня образования, то играет оно роль или нет? Конечно же да! Поэтому в России пока еще родители всеми силами стараются дать своим чадам хорошее образование.

Борьба за выживание - универсальный закон природы. Никто ничего не принесет тебе на блюдечке. За свой жирный кусок нужно трудиться, или даже сражаться, а чаще всего и то и другое. В сегодняшней Америке очень немногие это понимают. При существующем изобилии и образе жизни пропадает потребность в борьбе за выживание. Складывается впечатление, что и так все есть, что так было всегда и так будет вечно. Что всего можно достичь без особого труда, ведь дают же в школе ни за что пятерку. А маме с папой дают пособие по безработице.

Возникает логичный вопрос - тогда почему они так хорошо живут? Причин здесь несколько. Самая главная лежит на поверхности - единственная сверхдержава мира попросту перераспределяет ресурсы третьих стран в свою пользу. Но это уже большая политика и отдельный разговор. Если же вернуться к теме нашей книги и посмотреть на американскую систему образования и на общественное жизнеустройство в целом, начинаешь понимать, что все у них очень умно устроено, и не так уж и плохо как может показаться на первый взгляд. Нужно только поменять точку зрения и смотреть на проблему не из школьного класса, а, например, из зала заседаний Сената. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить США с нашей страной.

В России выпускники средней школы получают неплохие по сравнению с американскими студентами знания. К тому же в последнее время все поголовно устремились в вузы и являются обладателями дипломов о высшем образовании. В результате мы имеем ситуацию, когда каждый считает себя умнее остальных. Амбиций у всех через край, а работать никто не хочет и не умеет. Эти амбициозные ребята и девчата идут туда, где можно сделать легкие деньги, много и сразу. Что при этом происходит со страной, в комментариях не нуждается. Теперь посмотрите на Америку, где основная масса о высшем образовании даже и не думает, и скажите, какая модель лучше?

К тому же в Америке те немногие родители, которые действительно обеспокоены будущим своих детей, все же имеют шансы дать им неплохое образование. Другое дело, что для этого нужно приложить усилия. Все дело как раз в том, что большинство родителей, включая благополучных белых, этим не сильно озабочено. Главное, что при этом абсолютно все довольны. Массы имеют работу и кусок хлеба. Безработные получают пособие, пляшут и поют песни. Более образованные и целеустремленные имеют возможность получить нечто большее, реализовать себя и чего-то достичь в этой жизни. Дать же абсолютно все каждому члену общества не может ни одно государство. Но важно то, что почти каждый гражданин в США чувствует себя по большому счету комфортно, каждый доволен страной, в которой живет.

А как же функционирует сама страна? - спросите вы. За счет чего Штаты достигли таких высот? Кто же выполняет квалифицированную работу? Здесь я вижу три составляющие.

Во-первых, не нужно забывать, что в школах есть очень умненькие и способные студенты. Это просто замечательные ребята. Причем помимо способностей и знаний в них прежде всего подкупают человеческие качества. Я не сомневаюсь, что у них прекрасное будущее. Вопрос в том, что доля таких учеников в общей массе очень мала. Да и они, как правило, не стремятся стать учеными или инженерами. Они идут в лучшем случае в медицину, а чаще всего - в бизнес, финансовый менеджмент или в юристы, то есть туда, где можно заработать большие деньги. Как вы сами понимаете, юристам не нужны ни дифференциальное исчисление, ни химия.

Потребность же в инженерах и научных работниках на сегодняшний день покрывается за счет иностранной рабочей силы, главным образом, из Индии и Китая. Некоторый вклад вносят и наши сограждане. Профессор - белый американец в сегодняшнем американском университете - большая редкость. Здесь популярна следующая шутка. Если ваш профессор разговаривает с акцентом, то вам повезло: это значит, у вас хороший профессор. Если сегодня заглянуть в университетскую аудиторию американского техничекого вуза, открывшаяся взору картина никак не будет напоминать знакомую по кинофильмам Америку. За редким исключением там не увидеть ни одного белого человека. Все сплошь азиаты.

И еще один очень важный фактор. Сегодня США держатся на специалистах, закончивших школу 20, 30, и даже 40 лет назад. Возраст трудоспособного населения в Америке намного больше, чем в России. Пенсионный возраст для обоих полов наступает в 65. А уж возраст руководящего звена тем более. Наиболее ответственные участки поручаются тем, кто от 50 до 65. Что будет со страной когда это поколение уйдет, и придет нынешнее, лично мне не ясно. Удастся ли коренным американцам удержать власть, занимаясь исключительно политикой, юриспруденцией и бизнесом? Как долго они смогут заставлять китайцев и индийцев вкалывать инженерами? Не скушают ли в конце концов морлоки беспечных элоев? Или Америка просто станет продолжением Китая? Или проект США попросту закроется?

Теперь вернемся к основной массе американских студентов. Куда же идет вся эта армия низкообразованных выпускников после окончания школы?

Во-первых, требуется очень много неквалифицированной рабочей силы, прежде всего в сфере обслуживания, так как сама страна есть огромный рынок потребления. Сюда я отношу: работников кассы и прилавка, служащих индустрии развлечений, уборщиков, официантов и прочий обслуживающий персонал. Нужны наконец люди, чтобы косить газоны, красить стены, мыть автомобили и пр.

Во-вторых, для тех, кто хоть чему-то научился в школе, существует система двухгодичных колледжей, аналогичная нашим техникумам. Колледжи выпускают рабочих различных специальностей. После двух лет обучения выпускники вполне справляются со своей нехитрой работой и потому неплохо зарабатывают. Правда, этой категории в последние годы все большую конкуренцию составляют легальные и нелегальные иммигранты из Мексики. Они значительно более расторопны и энергичны и к тому же готовы выполнить ту же работу за меньшие деньги.

В-третьих, более амбициозные (не обязательно более умные) идут в университеты за степенью бакалавра.

Здесь я вынужден подробнее остановиться на системе высшего образования в США. Бытует мнение, прежде всего среди самих американцев, что среднее образование в стране никудышное, но вот высшее хоть куда! Это не так. Для тех, кто внимательно прочитал предыдущие главы, это очевидно. Человек ничему не научившийся в школе в принципе не способен выучить что-то в университете, в какой бы замечательный вуз его не поместили. Если же университет не выпускает знающих специалистов, то по каким критериям он такой замечательный?

Неискушенный в вопросе читатель спросит - а как же Гарвард, Принстон, Стэнфорд и им подобные? Все верно, это замечательные университеты, все дело лишь в том, что таковых на всю страну с населением 305 миллионов человек всего один-два десятка. Найдется еще пара-тройка десятков относительно не плохих университетов, все же остальные (около 90%) оставляют желать лучшего. Очень многие, имея статус четырехгодичного университета, дают уровень знаний соответствующий российским техникумам.

Например, на весь мегаполис Хьюстона с его пятимиллионным населением имеется лишь один хороший университет - Rice University. Университет частный, набор абитуриентов небольшой, стоимость обучения очень высокая. Другой университет - государственный University of Houston производит огромный набор и доступен большинству желающих. Но уровень обучения в нем таков, что я бы не хотел отдавать туда своих детей. Я хорошо знаю о ситуации, поскольку дети многих моих знакомых учатся там. Не буду долго расписывать детали и приведу лишь один единственный факт - аудиторных занятий у студентов 10 - 15 часов в неделю. Все остальное время студенты предоставлены сами себе. Многие из них работают где-нибудь на полную ставку. Для сравнения, когда я учился в Казанском университете, у нас было по 3 - 5 пар занятий каждый день. Такая же нагрузка в большинстве российских вузов и сегодня.

Чему можно научиться за четыре года обучения, занимаясь аудиторно по 10 часов в неделю? Ответ - очень немногому. Выше я уже рассказывал, что мои коллеги - учителя химии все без исключения знали предмет хуже моих же учеников. При этом половина из них имела степень бакалавра по химии.

В американских университетах первые два года студентам, по сути, еще раз преподносят школьную программу. Как правило, эти курсы преподаются студентами старших курсов того же университета. По свидетельству многих наших российских студентов, имевших опыт такого преподавания, с преподаванием первых двух курсов математики легко справится любой выпускник российской средней школы, учившийся на четверки и пятерки. Получив бакалавра, выпускники университетов могут уже учить сами - идти работать учителями в школу. Мне сдается, что лишь на стадии мастера и доктора американские студенты получают более-менее глубокие познания.

Можно долго спорить о ценности образования и о том, каковым оно должно быть. В частности - насколько глубоко должна изучаться в школе та же математика. Лично мне, несмотря на то, что я в свое время занимался научной работой в области химии и активно использовал математический аппарат, ни разу в жизни не пригодилось знание дифференциального исчисления. В то же время я очень рад, что мне предоставилась возможность изучать его основы еще в средней школе. Рад потому, что в процессе обучения математике и естествознанию нарабатывается способность думать, вырабатывается привычка к обучению, способность постигать новое и решать поставленные задачи.

Если сравнивать систему среднего образования в разных странах, то можно прийти к следующим интересным наблюдениям. В сегодняшнем мире хуже всего обстоит дело в так называемых демократических странах: США, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Самая сильная система образования в странах с авторитарным (Китай) или традиционным (Япония) государственным устройством. В той же России образование было сильно в годы тоталитарного коммунистического режима. В сегодняшней “демократической” России образование куда слабее, чем еще двадцать лет назад.

Сегодня Россия дрейфует в сторону американской образовательной системы. Или точнее, определенные заинтересованные круги усиленно стараются реформировать российскую среднюю школу по американскому образцу. Причем, как я уже говорил, перенимаются отнюдь не сильные стороны американской системы. Почему-то не расширяется спектр преподаваемых предметов и не вводится свобода выбора дополнительных предметов. Не перенимается институт защищенности ученика от произвола учителя. По-прежнему не уделяется должного внимания физической культуре, музыке, искусству. Вместо этого мы видим упрощение учебной программы, разрушение десятилетиями накопленного опыта и наработанной методики преподавания базовых предметов. Разрушение как раз того, чего в американском образовании никогда не было, нет и, по всей видимости, не будет.

Следующее интересное наблюдение. По признанию американских же педагогов, среднее образование в самих Штатах за три последних десятилетия сильно ухудшилось и продолжает ухудшаться. В этом смысле США и Россия движутся в одном направлении. Если еще пятнадцать лет назад нашим специалистам на рынке США не было равных, то сегодня им все труднее конкурировать со своими коллегами из Индии и Китая. Даже страны Латинской Америки начали поставлять в Штаты квалифицированных специалистов.

Конечно, в сегодняшнем меняющемся мире образование не может оставаться таким же, каким оно было двадцать лет назад. Система образования должна отвечать вызовам современности. Изменения и реформы необходимы и неизбежны. Вопрос лишь в том, в какую сторону эти изменения будут происходить: усложнения, упрощения, или куда-то в бок? Мое глубокое убеждение, что все реформы должны быть исключительно в сторону усложнения и интенсификации учебного процесса, а не в сторону упрощения. Да, что-то может быть исключено из программы, что-то диверсифицировано, что-то может изучаться исключительно по желанию и при наличии способностей. Но в целом учебная программа должна быть сложнее, так как значительно сложнее и многограннее становится окружающий нас мир. Чтобы выжить в этом мире, нужно усиленно трудиться.

Когда руководство какой-либо страны желает совершить прорыв и поднять свою страну на новый уровень, оно берется за образование. Это и СССР в 50-е, 60-е годы, это и современный Китай, это и Индия, которая благодаря растущему научно-техническому потенциалу не засидится надолго в третьем мире.

Те же рассуждения верны и для каждой отдельно взятой личности. Во все времена и у всех народов знание было почетно, уважаемо и являлось привилегией избранных. Настоящие знания обеспечивали почет, уважение и благосостояние. Так было и так будет.

Уверен, что и в России вскоре все вернется к здравому смыслу - знание будет востребовано. Моему поколению повезло, наше социалистическое отечество дало это богатство всем желающим абсолютно бесплатно. Представителям же подрастающего поколения придется решать этот вопрос индивидуально...

URL записи

URL записи

Комментариев нет:

Отправить комментарий