"За сбычу мечт, господа!!!!!" Тосты воплощаются в реальность. За прошедшие пару месяцев сбылись две давнишнии оперные мечты: "Война и мир" и "Хованщина". Последнюю я вожделяла с конца третьего курса училища, первую - с конца четвертого. "Война и мир" была давно, и я к ней поостыла, "Хованщина" же закончилась 57 минут назад - впечатления свежи, мозг затуманен! Чем не повод помарать бумагу!
Господин Мусоргский, в отличие от подавляющего большинства прочих композиторов, в моем сознании всегда был безоговорочно гениален. "Хованщина" же всегда была для меня более гениальной, чем "Борис" - гораздо более сложной и музыкальной. Я слушала "Хованщину" и плакала от ужаса и некой внутренней невыносимости... чего? Черт знает. Загадочные русские души - моя и Мусоргского пропевали ариозо Марфы, моя душа захлестывалась отчаянием, Мусоргский ухмылялся красным запойным носом. Видимо, так и должно быть в настоящей музыке.
На мечту я опоздала.
Ведь определенно стереотипное представление об оперном спектакле как о начинающемся в семь часов - доминирует. И ничего с этим не поделаешь. Поэтому я прискакала под двери театра в 18-35, подивилась, что мало народу, и по открытии правды ринулась на третий ярус, потому что в оплаченный честными деньгами бельэтаж меня, конечно не впустили. Уже позже я сообразила, что чистой музыки в "Хованщине" - 3:40 (часа, минут), а вместе с нескончаемыми антрактами господина Гергиева опера длится все пять. Пробившись через толпу прочих опоздавших, я уставилась вниз - мне было высоко и страшно, но зато видно и слышно. Я опоздала на 35 минут, Гергиев - на 10, так что пропустила я немного. Галерка шикала, толкалась, шепталась и вытягивала шеи, первые две картины прошли для меня сумбурно. Впрочем, позже оказалось, что на законном месте не намного лучше - четыре тетки весь второй антракт энергично обсуждали паразитарное заболевание чьего-то сына, и теперь я неплохо просвещена. А второй антракт, надо сказать, длился 40 минут и был сделан перед последней 25-минутной картиной, что нервировало. Но оно того стоило. Кроме того, было скорее всего трудно раставить по сцене все эти огромные елки, и домики, и кресты, и шикарную деревянную церковь за меньшее время. Вообще, декорации - отдельная радость. Опера, на счастье, решена в традиционном ключе - никаких новаторств и духов современности. Декорации шикарны, радуют глаз и воздействуют на психику своей брутальной мощью, занимая большее пространство сцены и оставляя мало места для маневрирования актеров. Отдельным умопомрачительным моментом стала, конечно, сцена самосожжения раскольников - та, которой ждали 40 минут и не уходили - всем было интересно - что и как. Ведь очевидно, что такие моменты требуют особого мастерства - ведь настоящий пожар на сцене не устроить. А имитации таких вещей обыкновенно бывают комичны. Тот, кто хоть раз в своей жизни видел толстую валькирию, скачущую (не на коне, на своих двоих) по пустынной скале в центре сцены, больше напоминающей марсианский пейзаж и, видимо, пытающуюся взлететь, тот ни-ког-да не поверит в то, что опера - это искусство, а не пародия на себя саму. Валькирий, пожаров, битв, кораблекрушений и тому подобного в опере ждешь с замиранием сердца - а вдруг все испортят?
Самосожжение удалось на славу. Я замерла и проронила скупую слезу. Народ вскочил и закричал "браво!". Четыре тетки вывалились в сторону гардероба. А все было так: Марфа сделала вид, что она поджигает деревянную избушку свечой, потом зашла в избушку вслед за прочими, а тем временем начался пожар - повалил дым и загорелась лампа, и взвилась маленькая подсвеченная тряпочка, лампа горела красным, а потом желтым, и все ярче и ярче; а дыма было все больше и больше; а музыка играла все громче и громче, и тут вдруг зажегся свет, дыма стало совсем много, избушка повалилась медленно на бок, а один бок у нее оказался сильно подпален. Вы можете усмотреть в моих словах иронию, которой на самом деле нет, просто я не знаю, как еще это описать без лишнего пафоса. Выглядело очень натурально, при этом не терялось ощущение театрализации, и не было смешно. Единственное, что меня смущало - как 30 взрослых раскольников поместились в избушке размером 2х2 метра? Но циникам, логикам и педантам не место в оперном театре.
(Кажется, я только что сформулировала закон, который должен действовать в отношении оперных режиссеров - "чтобы не было смешно, где не надо". В "Хованщине" закон был нарушен единожды: после помилования стрельцов на Лобное место выскочил Петр I (!!!) и застыл в непонятной, слегка наклоненной позе, грозя всем своим странным посохом. Так сказать, долой предрассудки царского режима!!!* От неожиданности я расхохоталась, но никто не заметил, потому что все вскочили, захлопали и закричали "Браво!" Занавес закрылся и открылся, а Петр все стоял.)
Вероятно, Петра ввели на место, освободившегося после удаления из оперы одного персонажа. Угадайте, кто впал в немилость? Это была Сусанна - старая, злобная раскольница - и правда, зачем такая будет портить действо своим брюзжанием? Вон из театра! (с)
Но с удалением внешне практически бездейственного, малозначимого персонажа произошло нечто страшное. Марфа приняла на себя ее роль, объединив в одном лице живую, сильную, умную девушку и фанатичную раскольницу, приходящую в исступление при возможности умереть во славу Господа. Сусанна, призванная быть ее противоположностью, стала ее кровью и плотью, проникла в ее помыслы.
Я не узнала Марфу. Я всегда любила ее так страстно, как только музыковед может любить оперную партию. Она была моим идеалом, моей недостижимым alter ego, единственным женским оперным персонажем, который на фоне сонмища придурковатых Джильберт вызывал восхищение. Умница Марфа - безгранично спокойная в осознании своего предназначения - сгореть заживо - как некоего морального долга; без фанатизма и нездорового блеска в глазах. Влюбленная Марфа, живая и настоящая, страдающая и не мстительная. Ее светлая сила помогала мне жить.
Я говорила, что люблю ее? Забудьте об этом. Теперь я ее ненавижу. Сусанна убила в ней ту, прежнюю Марфу. Новая Марфа - ехидная, упорная, холодная. Она уговаривает Андрея пойти с ней на костер, чтобы наконец завладеть им, соединиться в смерти. Единственная радость в ее жизни - это "смерть во славу". Сцена гадания превращается в акт тонкого намека на заговор, рассказ о покушении - в лицемерную демонстрацию. "Младешенька" обесценивается - ведь теперь некому попрекать Марфу "греховными" песнями. Ее белое платье в конце - победоносный наряд невесты, не скромный саван. Она получила Андрея, которого так хотела, и тем сильнее жаль его - несчастного, глупого Хованского, ищущего защиты в погибели и так страстно желающего жить и любить свою лютераночку Эмму.
Все перевернулось, все смешалось. Увы, композиторы редко вводят в свои оперы персонажей с целью создания массовки. Как правило, они преследуют иные задачи.
Вообще, конечно, не последнюю роль в создании именно такой Марфы сыграла некая нарочитая театральность, демонстративность каждого героя, что неумолимо склоняло оперу в комическую сторону. Шакловитый, бешено, искренне и заразительно демонически расхохотавшийся над телом убиенного Хованского просто вызвал восхищение. Сам же Хованский, будучи еще жив - сильно накрашенный, толстый, с торчащей бородой и своим неизменным "Спаси Бог!", - умилял. Крестьянки в китчевых кокошниках и полуоголенные персидки... ну что тут скажешь? (Кстати, относительно персидок возникает резонное замечание. Если Хованский возлегает сбоку сцены, а персидки исполняют для него танец, то не следует ли им отвернуться от зрителей и повернуться к Хованскому для большей достоверности происходящего? А то он был вынужден созерцать исключительно их бока.)
Про музыку я ничего не скажу, памятуя о недавнем впечатлении от книги госпожи Р. о Франке - за бешеным числом собственных внемузыкальных ассоциаций она совершенно потеряла смысл происходящего. Я же скажу тем, кто вдруг сомневается, что музыка Мусоргского очень хорошая. А в оркестровке Шостаковича - вдвойне.
Мечты могут сбываться, или не сбываться; а также сбываться и вместе с тем не сбываться.
Но я довольна. Мое личное "Браво!" все участникам (я стесняюсь кричать в зале).
* думаю, всем известно, что в царской России запрещалось выводить в сценических представлениях представителей действующей династии, они могли быть лишь "за кадром".
суббота, 19 декабря 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий