Хотелось сделать что-то вроде рассказа про три дня в Вене, но не получается.
Зато родился пост про скульптуру. Неспроста, конечно. Мне тут задали вопрос, на что я обращаю внимание, когда раздумываю о жизни скульптуры в архитектуре города. Как раз одним из главных впечатлений от Вены для меня была жизнь - по-другому я просто не могу сказать - скульптуры в архитектуре этого города.
Скульптура,как мне кажется, это вообще очень сложный вид искусства. Особенно если это - скульптура городская. Она очень требовательна к окружению, и наоборот, окружение - к ней. Грубо говоря, можно убить атмосферу улицы или площади, поставив на ней неудачный памятник, и наоборот - можно убить великолепную скульптуру, разместив ее в неудачном месте.
Есть города, которые наполнены скульптурой, и немыслимы без нее. Вена как раз - тот самый случай. Петербург тоже. Есть города, для которых скульптура - это нечто вторичное. Вот Москва, например...Может, я не права, и это , конечно, мое субъективное мнение, но в Москве нет традиции гармоничного сосуществования скульптуры и архитектуры. Особенно это проявляется в последнее время.
Безусловно, очень важный момент - это архитектурный стиль, который доминирует в городе. Архитектура "больших стилей" (позволю себе этот условный термин, имея ввиду барокко, готику, классицизм и др.) вообще немыслима без скульптуры. Соответственно, доминирующий архитектурный стиль города диктует и эту самую "жизнь скульптуры",как мне кажется.
Конечно, чем "активнее" ведет себя скульптура, тем ты больше ощущаешь ее присутствие. И в Вене эта "жизнь", как мне показалось, просто бурлит и изливается наружу. На статуи, фланкирующие входы, помещенные между колоннами, просто невозможно не обратить внимание:
Мрамор буквально плавится, течет... Можно вспомнить античную или ренессансную скульптуру, в которой мрамор будто светится изнутри, и сразу станет очевидно, что венские скульпторы извлекали из этого материала абсолютно другие свойства:
Иногда возникало впечатление, что скульптура сейчас взломает фасад и вырвется наружу. Когда я стоялал под фронтоном церкви Михаила, у меня было ощущение, что архангел Михаил сейчас взмахнет мечом и на меня полетит мраморная голова
Словно пытаясь "приструнить" разбушевавшийся мрамор, бронзовая скульптура (в основном это памятники) призвана структурировать пространство площадей, подчинить его себе. Очень интересно наблюдать этот диалог на площади Марии Терезии, где мраморная скульптура двух Музеев (Музей естественной истории и Музей истории искусств) окружает доминанту площади - памятник императрице, или на Йозефсплатц (кариатиды палаццо Паллавичини и конная статуя Иосифа II). Бронза Вены очень "звонкая", музыкальная, и она у меня вызывает ассоциации почему-то с музыкой Штрауса.
На самом деле стоило, наверное, побывать в Вене еще раз в феврале, попытаться увидеть больше и уже тогда писать этот пост, потому что видела я совсем мало. Но так уж я устроена, что всегда очень эмоционально реагирую на искусство, если попадаю с ним в одну "волну". Даже то малое, что мне удалось увидеть в Вене,меня очень впечатлило.
воскресенье, 15 ноября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий