воскресенье, 23 августа 2009 г.
Кеман и похожие инструменты.
Кеман
Смычковый инструмент Кеман (кемане, кемона, кьяман), является родственником понтийской лиры, в последнее время используется значительно реже. Следует заметить что в Турции и Иране кеманом называют и обыкновенную европейскую скрипку настроенную необычным образом "ля-ре-ля-ре" более характерным для кеманчи. Кеман отличается более крупным размером (55-70 см в длину) и количеством основных струн (от четырёх до семи). Кроме основных струн, как в гадулке, кеман имеет четыре резонансных или т. н. симпатических струны создающих фоновое звучание при игре. Кеман был распространён в Каппадокии а также в городах и селах Понта Трабзон, Атапазар, Орду, Гиресун[3]. Армянское население Понта использует кеман чаще других видов кеменче. В Армении на кемане играл известный Ашуг Дживани.
Классическая Кеменче
Инструмент известный как фазил или армуди кеменче (armudi = груша), политики лира имеет грушевидную форму. Распространён в Турции. Используется в суфийской и классической оттоманской музыке. Издаёт плавные, плачущие звуки. Как правило, струны классической кеменче настраиваются "Ре-Соль-Ре".
Длина классической кеменче 40-41 см, ширина 14-15 см. Корпус выполняется в форме разрезанной вдоль груши. Овальная головка инструмента, а также шея и корпус изготовляются из цельного куска дерева. Отверстия в верхней деке имеют D-образную форму. Во время игры инструмент держится вертикально и упирается длинными колками в плечо музыканта. Высота струн над мостиком - 7-10 мм. В отличие от других струнных инструментов, на классической кеменче играют не подушечками пальцев, а ногтями руки, что позволяет плавно перемещать руку во время игры (легато).
Персидская Кеманча
Кеманча - инструмент распространённый на Кавказе и в странах Ближнего и Среднего Востока. Корпус кеманчи круглый, из дерева, иногда из кокосового ореха. Считается что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. "Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Деревянная шейка прямой и округлой формы с крупными колками. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Существуют двухструнные (в Курдистане), трёхструнные (в Турции) и четырёхструнные (в Иране, Армении и Азербайджане) инструменты, вплоть до шестиструнных. В 1910 году знаменитый кеманчист-виртуоз Саша Оганезишвили видоизменил доселе трёхструнную кеманчу, добавив четвёртую струну, что позволило значительно расширить возможности инструмента и систематизировать методы игры. Кеманча является идеальным инструментом для исполнения как сольной так и оркестровой музыки. В основном, исполнитель играет сидя, опирая длинную металическую ножку инструмента о пол или колено, хотя некоторые музыканты (такие как Андраник Арустамян) не используют металическую ножку, но держат корпус инструмента на коленях.
Чаще всего четырёхструнная кеманча настраивается кварто-квинтовым методом "Ми-Ля-Ми-Ля", но не существует единого метода настройки. В Тегеране, например, кеманчу настраивают так же как и скрипку, по квинтам, "Ми-Ля-Ре-Соль".
Кабак Кемане
Одной из разновидностей этого популярного в Закавказье инструмента является т. н. Кабак Кеман (тыквенная скрипка) корпус которой изготавливается из специального сорта тыквы.
Армянская Кьямани
Существует так же средневековая армянская разновидность кеманчи кьямани или бамбир. Корпус этого инструмента вытянутый, и по форме напоминает небольшую виолончель. Известным исполнителем на армянском кьямани является Григор Аракелян. Во время археологических раскопок древней армянской столицы Двин были найдены изображения кьямана, впоследствие реконструированных известным мастером Эдуардом Тер-Казаряном.
Азербайджанская Кяманча
На лицевой стороне бумажной купюры даны графические описания азербайджанских национальных музыкальных инструментов - Тара, Кеманчи и Дафина.
Изображение кяманчи встречается в миниатюрах средневековых азербайджанских художников, в частности, в миниатюре художника тебризской школы XVI века Мир Сеида Али, названной "Музыкальный меджлис" (Музыкальное собрание), кяманча изображена в составе ансамбля, включающего также еще барбет и деф.
Классик азербайджанской литературы Джалил Мамедкулизаде является автором пьесы под названием "Кяманча".
Известно, что в XIX веке бытовали трёх-, четырёх-, и даже пятиструнные разновидности кяманчи. В этнографическом фонде Музея Истории Азербайджана, например, имеется экземпляр пятиструнной кяманчи XIX века. В том же музее экспонируется кяманча, принадлежавшая известному азербайджанскому композитору Зульфугару Гаджибекову. Корпус и гриф этой трёхструнной кяманчи украшены натуральным перламутром. Особенностью этого, датируемого XIX веком, инструмента является то, что часть корпуса выполнена из вертикального среза древесины, на которую натянут верх из кожи.
Исторические сведения о кяманче
Теоретик музыки Абдулгадир Мараги в своих трудах, наряду с другими музыкальными инструментами, приводит также сведение о кяманче. Немецкий путешественник Э. Кемпфер, посетивший Персию в XVII веке, описывая кяманчу как трёх -, и иногда четырёхструнный инструмент, особо отмечает красоту её тембра.
Источник: http://www.armnet.ru/music_html/kamancha.htm
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий